Автор этого текста, опубликованного в марте 2017 года - некий Павел Семёнов, как я понял, викинг-реконструктор с почти двадцатилетним стажем. Викинги, как, думаю, в курсе любой человек, не отличались особенно тяжелой броней, зачастую у них были слабо защищены и руки, и ноги. Поэтому в среде реконструкторов, жаждущих БИТВЫ, встает вопрос о скрытой защите - вроде как нарушение всех викингских традиций в глаза не бьет, и при этом тельце в безопасности. Не буду выражать согласие или несогласие с его точкой зрения на скрытую защиту. В общем-то, и сама конкретная проблема здесь неважна. Мне этот опус интересен прежде всего с общей точки зрения:
- во-первых, это история о том, что введение каких-то правил в фехтовании с целью снижения травматизма с годами и опытом может привести к неожиданным результатам;
- во-вторых, исходя из этого самого опыта, любые правила не следует рассматривать как абсолютную рекомендацию на все случаи жизни и для всех "режимов" драки.
А еще в конце я буду занудничать по поводу правил безопасности в моей школе.========================================================
Вчера в дискуссии о шлеме из Броа вновь был поднят вопрос о скрытой защите. Не секрет, что я противник скрытой защиты. Попробую подробно объяснить почему. Придётся окунуться в историю, т.к. подавляющее большинство членов ныне активных бугуртных команд в те далёкие времена ходили ещё в младшую школу. Это не плохо и никак их не принижает, это просто факт. Поэтому надо осветить вопрос в ширину и глубину.
Так уж вышло, что я попал в реконструкцию ещё даже до того момента, как бугурты стали основой мероприятия. Если быть точным, то я принял участие в бугурте в 2000 году, на фестивале Куликово Поле. В 1999 году, когда я там был впервые, никаких бугуртов ещё в природе не существовало. Точнее, они как бы уже были, на фестивале в Пудости в 1998 году уже бились стенка на стенку, но правил никаких внятных не было. Если я сильно ошибаюсь, Иннокентий Осипов, Кирилл Мишин и Дмитрий Нестюк меня поправят. Они там по идее должны были быть.Из наших там точно был Андрей Дворядкин, он тоже может рассказать как оно было.
Первый бугурт в 2000 на Куликовке мы проводили с парнями из города Речица. Нас было не много, человек 15 от силы. Дабы как-то обозначить за что мы бьёмся, мы выбрали рубежом обороны женский сортир. Рядом с ним на дороге и произошло столкновение. Правила этого сражения тут же на листочке написал и контролировал их соблюдение Владимир Терехов. Сражение открылось несколькими поединками, потом сходились командами. Из запретов я помню только запрет на уколы и борьбу. В остальном, зацепы топорами за подколенную впадину, удары по затылку - всё это было и никому за это ничего не было. Надо сказать, что навыки тогда ещё у всех были не очень, поэтому обошлось без травматизма.
читать дальше
Всё произошедшее всех крайне воодушевило! Это было прям ОНО! Вот именно этого и не хватало для изучения истории!
Само собой, Куликовка не была единственным местом экспериментов. В те времена основой движухи в боевой части были турниры, их уже было довольно много. И везде экспериментировали. Про это тоже намного лучше расскажет Терехов, как непосредственный родоначальник многого и вообще многократный чемпион.
В 2000 году произошло очень знаковое мероприятие. Фестиваль "Рыцарский Замок" в Выборге. Там съехалось довольно много людей и все хотели попробовать это новое прекрасное дело - бугурты! Никакого разделения эпох не было, все бились кто с кем подружился. Глобально возникло противостояние Ливонского ордена и Ордена Тамплиеров против всех абстрактно русских. А в "эти русские" входил и небольшой отряд викингов из Ельца, то есть мы.
Первые же пробы пера, а точнее оружия показали, что доспехов надо больше. Был запущен процесс тотального бронирования. Шлемы из тройки, алебарды из десятки - всё это дети Выборга. К радостям Выборга довольно быстро добавился Белый Замок в Минске. Там наши братья белорусы добавили к арсеналу бугуртов гостепримные шестопёры! Сейчас никому почти ничего не говорят имена Фридома, Бобонияза и многих других славных парней. Которые в крови и бинтах несли на остриях своих мечей в мир Добро и Справедливость.
Всё это дело шло по нарастающей. В 2002 году в бугурте в Выборге ливонцы прижали меня к стене алебардами. Двое меня приподняли за чешуйник, а ещё пара парней били меня по голове мечами и кричали - "Падай, сука!!! Падааааай!!!". Я бы и рад был уже упасть. Но две алебарды под дых не давали этого сделать.
После этого в наш клуб пришли каплевидные щиты, чешуйчатые доспехи, чешуйчатые бармицы, пластинчатые наплечники и поножи с наручами. Мечи по 3 килограмма и ещё очень много интересных предметов. Тогда не продавали пластиковой защиты. Поэтому, мы делали себе железные колени и одевали их под верхние штаны. Часто туда же прятались полные латные ноги. Да-да-да. У наших викингов под полосатыми шароварами часто бывали бригантные и латные доспехи.
К 2004 году бугурты превратились к побоища, с принципом "пока стоишь - дерёшься". Противника мало было победить, его надо было свалить. А часто, ещё и зафиксировать на земле. Да, многих приходилось добивать. Добивать уже на земле. В какой-то момент, я понял, что это уже не то, ради чего я пришёл в реконструкцию. Мои доспехи уже не имели ничего общего с Ранним Средневековьем, на которое я якобы шился. Поэтому мы в 2005 начав проводить Русборг, и сразу решили, что от схемы "пока стоишь- дерёшься" надо отходить. Конечно, не все это приняли. Было очень много людей, кто говорил - однохитовка это для девочек, реальные викинги бьются до смерти! Поэтому, мы первые два года проводили и однохитовые бугурты и бесхитовые. Закончились бесхитовые бугурты у нас в 2007 году тремя серьёзными травмами.
Ещё одним способом снять с людей железо стали манёвры. Бегать по лесу в 30-35 кг железа за лучниками это очень непросто. Как правило, все быстро понимали, что их поделки с историей и реальной войной викингов имею мало общего. Как только люди начали снимать железо, сразу начал снижаться травматизм. Да. Это именно так.
Травматизм в бугуртах базируется на БЕЗНАКАЗАННОСТИ. Или её иллюзии. Человек, надевший много доспехов, не хочет падать после одного попадания, т.к. нахрена он тогда это всё клепал и надевал. Он хочет доминировать! А тут какой-то один хит. Смешно.
Сняв железо, каждый тут же начинает больше заботиться о своей тушке и её сохранности, а не о том, как бы накернить посильнее противника. Потому что размен ударами в голом виде - это не победа и очень даже наоборот! Поэтому все и каждый начинают вести себя так, чтобы не дать противнику повода покалечить себя. Отсюда осторожность, дружелюбие и взаимопонимание.
Прошли годы. Жизнь не стоит на месте и в быту появилось огромное количество разной пластиковой защиты. Хочешь роллерная, хочешь полицейская. Хучь какая, на все вкусы. Мотоциклетная черепаха стоит 6 т.р.. По сравнению с любым доспехом это копейки. Тут же нашлись люди, кто пластиковой защитой под одежду заменил доспехи. А ведь и правда! Зачем какие-то тяжеленные железки. Кольчуга какая-то. Ламелляры ещё эти. Нахер они нужны? Купил мотозащиту, добавил руки и ноги пластиковые, и вперёд! Ты лёгкий, быстрый, ловкий и почти неуязвимый!
К чему это привело? Это сразу привело к росту травматизма. Массовое увлечение пластиком пошло три года как и все три года идёт рост количества травм. Потому что теперь голову включать не обязательно. Уходить от удара тоже не обязательно. Теперь надо бежать и рубать направо налево не глядя! Таковы сейчас реалии.
Тут надо сделать отступление. Скрытая защита вполне может и должна применяться в турнирах. Там она является меньшим злом, чем избыточное железное бронирование. Плюс бойцы, идущие в турнир, подготовлены в среднем лучше, чем средний участник, ходящий только в бугурты. И это та ситуация, когда пластиковая скрытая защита оправдана. Для бугуртов же все эти моточерепахи и прочие виды корпусного бронирования должны быть запрещены. Единственное, что стоит оставить, это пластиковые скрытые колени и защиту паха.
Меня сейчас яростно спросят: "А как же руки?! Мы же хотим бить по рукам!" Граждане. Вы не на войне. А напротив стоит не враг, а часто ваш друг. А если и не ваш друг, то точно друг вашего друга. Узок наш круг, как ни крути. Поэтому по кистям и предплечьям НЕ НАДО БИТЬ железяками. Там очень тонкие кости и даже в пластиковой защите их сломать проще простого.
Ну и напоследок. Когда мы в позапрошлом году голосовали за полную зону поражения в бугуртах, главным аргументом было: "Это же изменит картину боя! Почему в турнире полная зона, а здесь я себя должен ограничивать в способах? Это же разнообразит технический репертуар! Бой станет динамичнее, активнее, всё станет лучше!"
Мы ввели полную зону. Что мы получили?
И тут я снова вспоминаю давно забытые времена. Знаете как мы валили полностью бронированных рыцарей? Мы атаковали их строем, задирали щиты повыше, благо они большие и круглые, а потом изо всех сил лупили им по коленям мечами! Особенно ретивых наши бродексёры со второго ряда цепляли топорами за голень и роняли. Затем, мы перешагивая через них, добивали их на земле ударами мечей по шлемам. Сейчас в бугуртах появилась ровно та же тактика. Только что топорами за колено пока не цепляют. Но скоро начнут. Втихаря, исподволь, но обязательно. И в конце этот дебильный аргумент - "Не, ну а чё он скрытку не надел?!" (с)
Ничего не дала полная зона в бугуртах, кроме толкания и ударов по ногам из под щита. НИ-ЧЕ-ГО. В индивидуальных поединках добавила, да. А тут нет. Потому что это разные развлечения и правила у них должны быть разными.
========================================================
Собственно, к чему я это принес. Хокушин Итто Рю может гордиться тем, что это одна из немногих современных школ, где еще делают упражнения с синкенами и проводят с ними аттестационные спарринги без защиты. С точки зрения сторонников скрытой защиты из текста Семенова, это, мол, неосторожно. Но как выглядит на самом деле эта вроде бы безумная затея махать заточенными мечами практически в обнаженном виде?
1) Аттестуемый как минимум претендует на первый дан, то есть имеет за плечами эн лет тренировок. Аттестующий по правилам должен быть хотя бы на два дана выше, то есть у него опыта еще больше (в том числе опыта по аттестациям с синкенами). Вероятность травмы по неосторожности минимизирована.
2) Хакамы и ги/косодэ закрывают все ноги и почти все тело, и при этом достаточно толсты, чтобы не каждый легкий удар наносил ранение. На самом-то деле прорезать ткань можно только как минимум неплохим ударом. Единственной опасной областью остаются руки ниже локтя, шея и лицо.
3) Целью аттестации является не столько победа в полноценном поединке, сколько проверка способности ученика контролировать себя перед лицом реальной опасности, а также проверка демонстрации техник в реальных стрессовых условиях. То есть аттестующий НЕ набрасывается на несчастного ученика с вихрем ударов, намереваясь непременно выколоть ему глаза или отсечь ухо. Сначала он дает время на демонстрацию техники в тепличном режиме, атакуя коротко и не слишком агрессивно. Таким образом, аттестуемый имеет возможность продемонстрировать, насколько правильно он способен выполнять защитные и атакующие техники в условиях, где при неосторожности можно получить травму, и все "как будто взаправду".
4) Во второй части, когда аттестация приближается к полноценному спаррингу, все равно до двадцати ударов в секунду и разрубленных черепов будет далеко. Аттестующий не заинтересован в серьезных ранениях противника, поскольку даже относительно легкие порезы являются достаточным свидетельством пропущенного удара. Если же ученик допускает грубый промах и можно нанести удар сплеча по шее, рассекающий его от ключицы до пупка, тоже нет смысла в полноценном ударе - достаточно затормозить этот самый удар (и свое перемещение) в момент касания. Примерно то же самое происходит во время обозначения добивания упавшего противника в многочисленных видах рукопашки. Этого будет достаточно, чтобы всем стало ясно - аттестуемый пропустил по-настоящему смертельный удар и надо выгнать его пинками из додзё и это надо учесть при определении результатов экзамена.
5) Со стороны аттестуемого во второй части все посложнее, ведь ему нужно быть более активным, у него меньше опыта в размахивании синкеном в поединках, меньше опыта в аккуратных ударах без разрубания врага напополам, наконец, он просто сильнее волнуется. Для этого и нужна разница между противниками минимум в два дана, иначе аттестующий может получить от нервного ученика серьезную зарубку.
P.S. Сторонники гуманизации из Федерации Кендзюцу и Баттодо примерно с 2008 года предлагают школам, использующим в аттестациях синкены, ввести защиту кистей рук и пальцев. Они мотивируют это тем, что даже легкие ранения кистей могут привести к неприятным последствиям вплоть до ограниченной подвижности пальцев. Сторонники сохранения традиций солидарны с общей идеей вышеизложенного поста Павла Семенова и утверждают, что введение защиты приведет к легкомысленности и как следствие к увеличению травматизма, а серьезных травм пальцев, дескать, и сейчас не так уж много. Зная неторопливость японцев, можно сказать, что вопрос вряд ли решится при нашей жизни.
школа Хокушин Итто Рю очень радует, я даже не думала, что такие ещё есть.
а есть какие-нибудь школы, представленные в России, которые проводят спарринги как часть тренировок, пусть не синкенами?
Конечно, у меня нет желания и права ограничивать сетевое общение
а есть какие-нибудь школы, представленные в России, которые проводят спарринги как часть тренировок, пусть не синкенами?
С этим все грустно. Мне таковые неизвестны. Вероятно, причина в том, что классический самурай спарринговался преимущественно в кендо-форме, с помощью синая, отрабатывал ката и движения вообще с помощью боккена, а тамасигирил и/или отрабатывал приемы по обнажению и вкладыванию меча в ножны с помощью синкена. В современных условиях, когда нет возможности фехтовать с утра до вечера, сохранение традиционных правил не всегда идет на пользу, приходится выбирать, чем заниматься.
просто всё ещё надеюсь, а вдруг что-то есть. спасибо за ответ)Бойцы должны бояться пропусить удар - только в этом случае они будут предельно осторожны.
А обожающие играть в камикадзе бугуртники забыли, что любое БИ - это, в первую очередь, искусство защиты себя любимого, и только во вторую - умение победить противника. Потому что если ты схлопотал смертельный (или резко снижающий боеспособность) удар - ни о какой победе можешь уже не мечтать. ^_^