Меня давно просили сформулировать какие-нибудь нормы и закономерности для клинков различных эпох. Пожалуй, время накатать огромную простыню с кучей фотографий на эту тему.
Хэйан (782 - 1184 гг.)Говорить о древних прямоклинковых мечах неинтересно: ничем особенным они друг от друга не отличались и почти не изменялись с течением времени. Да и существовали они, прямо скажем, гораздо меньший промежуток времени, чем кривоклинковые. А вот после приобретения изгиба и изобретения тати геометрия японских клинков менялась множество раз, и очень интересным образом.
Наиболее древние тати обладали относительно прямыми клинками. Изгиб был только в целом у меча - рукоять шла с надломом, то есть не являлась плавным продолжением линии клинка, а забирала круче вверх. Эта особенность тати сохранялась во всех эпохи, но на самых старых клинках это сильнее заметно, поскольку клинок сам по себе, повторюсь, имел слабый прогиб. Сильный прогиб (в 2-3 ширины клинка) у тати появился ближе к концу периода Хэйан. То же самое можно сказать и про более короткий меч, косигатану: в начале эпохи он тяготеет к небольшому прогибу, чем дальше, тем сильнее искривляется.
Общей чертой для всех хэйанских мечей можно счесть приличную длину (в другие эпохи они обладали либо таким же, либо более коротким клинком) и небольшую ширину. При этом клинок заметно сужался к острию и заканчивался небольшим и узким киссаки. Это было сделано в первую очередь затем, чтобы получить больше шансов на попадание, если тыкать противника в незащищенное доспехом место.
Также в Хэйан наблюдалось забавное несоответствие между клинком и оправой. Почти все клинки были выдержанно-изысканных форм, не имели гравировок и закалялись с наведением простого хамона сугу-ха.
Возможно, эта нарочитая изысканность объяснялась попросту тем, что кузнечное дело еще не развилось должным образом и настоящих художников молота и наковальни еще не было. Оправа, напротив, постоянно норовила украситься золотом, серебром и
брильянтами слоновой костью. Вероятно, здесь прослеживается влияние китайской культуры, ибо в Китае в то время даже средненькие по качеству и не то чтобы очень парадные клинки тоже любили чем-нибудь украсить.
Это типичный клинок раннего Хэйана: клинок со слабым прогибом, относительно широкий, сужается к концу.
А это наоборот, типичный XI век: прогиб значительно увеличился, клинок стал уже, киссаки уменьшился.
Камакура (1185 - 1332 гг.) и Намбокутё (1333 - 1391 гг.)В XII-XIII вв. (это в равной степени связано и с монгольским нашествием, и с изменениями в японских доспехах) стало очевидно, что прежние клинки не очень хорошо справляются с пробиванием современной защиты. Клинки становятся шире и тяжелее, размеры киссаки увеличиваются. Нагинаты, приобретающие все большую популярность, тоже соответствуют этому правилу. К концу эпохи Камакура клинки становятся еще тяжелее за счет увеличения ширины около острия: они почти не сужаются к концу, сохраняя одну и ту же ширину на протяжении всей длины.
читать дальше
Стандартный камакурский клинок середины периода выглядит так: широкий, тяжелый, крупный киссаки.
В конце эпохи Камакура эти черты усиливаются. Подобные клинки с гипертрофированным о-киссаки в последующем будут иметь только большие нагамаки, а сейчас это норма даже для утигатаны.
В эпоху Намбокутё, из-за возрастания роли пехоты на поле боя, ситуация несколько меняется. Приобретает популярность длинноклинковое оружие - нодати, одати и крупные нагамаки. При этом тенденция к утяжелению клинков уходит, наоборот, они становятся легче - либо за счет уменьшения ширины, либо за счет использования долов. Тем не менее, клинки, как и в Камакура, почти не сужаются к концу, за исключением самых последних лет. Точка максимального прогиба смещается в сторону киссаки, сам киссаки при этом уменьшается. Честно признаюсь, не совсем понимаю, с чем связан такой переход к более узким, но более длинным клинкам. Некоторые исследователи предполагают, что это обратное движение маятника после чрезмерно тяжелых и широких мечей последних десятилетий Камакура. Кроме того, действительно, для сражения пешим в рассыпном строю прекрасно подходит длинное оружие, а если сохранить ширину и массу погонного метра клинка, то при увеличении длины получится неподъемный лом.
Стандартный клинок Намбокутё: широкий, почти не сужается к концу. Киссаки уже не гигантский, но и не маленький. Вес уменьшен с помощью дола.
Конец Намбокутё: клинок в целом стал уже, но при этом обладает приличной, фирменно-"намбокутёвской" длиной. Киссаки еще более уменьшился.
К слову, эпоха Намбокутё считается закатом золотого века кузнечного мастерства. Армии начинают расти как на дрожжах (и до 1600 г. делают это в геометрической прогрессии), солдатам нужно много оружия и как можно быстрее. В итоге среднее изделие последующих эпох выходит заведомо хуже, чем клинки Камакура и Намбокутё. Однако здесь следует заметить, что посыпать голову пеплом нет необходимости. Почти никто из великих не почил в бозе, не подготовив учеников. Практически все ветви наиболее искусных кузнецов сохранили свои традиции и ковали свои шикарные мечи вплоть до конца XIX века, причем примерно в тех же количествах, что и за 600 лет до этого. Они, конечно, растворялись в общей массе ширпотреба, ибо количество производимого оружия стало гораздо больше, однако стенать об утерянных секретах древних мастеров это по крайней мере слишком резкая реакция. Некоторые японские кузнецы и в наши дни, и пятьсот лет назад любили порассуждать об этом, но, судя по сравнительному анализу лучших изделий разных эпох, это скорее истории про зеленую траву, чем грустная реальность.
Муромати (1392 - 1572 гг.)
В начале эпохи Муромати происходит дальнейший возврат к хэйанской геометрии клинков, стартовавший еще в Намбокутё. Киссаки уменьшается, ширина тоже, при этом мечи достаточно длинные и сужаются к концу.
Позже, приблизительно в XV веке, происходит снижение длины. Фактически, в середине Муромати использовались наиболее короткие мечи за всю историю. При этом киссаки снова становится немного крупнее.
Типичный меч середины Муромати достаточно широк и короток (сравните соотношение длины хвостовика и рабочей части клинка с предыдущей фотографией), имеет не очень большой прогиб.
Следует заметить, что именно в эпоху Муромати появляются кое-какие нововведения в изготовлении мечей: например, на клинки начали наносить гравировки хоримоно (см. фото выше). Они встречаются нечасто и очень просты, но тем не менее уже существуют. Кроме того, единый меч утигатана разделяется на более длинную модификацию (катана) и более короткую (вакидзаси). Также в конце Муромати кузнецы наконец перестали делать всю работу по изготовлению меча от старта до финиша, теперь к этому примазались ювелиры и прочие ребята, производящие элементы оправы.
Момояма (1573 - 1603 гг.)
В эпоху Момояма, когда огромные армии из пехотинцев окончательно оставили за флагом незначительную по численности конницу, мечи становятся более прямыми, а киссаки увеличиваются в длину. Общая длина увеличивается относительно Муромати, но не очень намного. Также в это время, пожалуй, клинки достигают наибольшей ширины, которая сравнима разве что с камакурскими мечами.
В конце Момояма маятник снова качнулся в другую сторону, и геометрия клинка снова становится более изящной. Мечи все еще широки, но становятся длинее, поэтому ширина не так бросается в глаза. Киссаки уменьшается и становится аккуратнее. Однако прогиб все еще невелик, мода на почти прямые клинки сохраняется.
Добавлю, что именно в период Момояма, на финальном этапе Сенгоку Дзидай, происходит смещение классового вооружения самурая с пары "тати и танто" на пару дайсё "катана и вакидзаси". Различные отклонения от нормы встречались и до этого (например, ношение тати с утигатаной или катаной), будут встречаться и позже (ношение катаны с танто практиковалось достаточно часто), однако определение "классики" происходит здесь и сейчас.
Эдо (1603 - 1867 гг.)
В эпоху Эдо мечи превращаются прежде всего в предмет статуса, и только потом являются оружием. Кроме того, доспехи уже никто не носит, и в случае применения оружия приходится иметь дело только с тканью и телом. Это приводит к изменению формы клинка. В начале Эдо самураи еще "донашивают" мечи старого образца, с широкими и тяжелыми клинками. Однако они уже сильнее изогнуты, чтобы усиливать режущий эффект.
Чем дальше, тем сильнее клинки уменьшаются в ширине. Так как меч окончательно становится статусной штуковиной, глубина прогиба несколько уменьшается, ведь резать, как оказалось, приходится не так уж часто, ибо времена мирные. Также в это время начинают использовать глубокую закалку по образцу начала XIV века. Только раньше это делали ради ТТХ меча, а сейчас потому, что якиба большей площади позволяет навести больше узоров ниэ, ниои и хада. Типичный меч конца XVII века и далее - это достаточно узкий изящный клинок со средним по размеру киссаки и широкой линией якибы, с хамоном чуть ли не на синоги.
P.S. В заключение стоит сказать, что во все эпохи (кроме, пожалуй, Хэйан) легко можно было найти "нетипичный" меч. Во-первых, ношение дедовских мечей никто не отменял. Во-вторых, как в XVI веке делали доспехи по образцам трехсотлетней давности, чтобы иметь право навесить на него кучу красивой шнуровки, так и с мечами - даже свежий клинок можно заказать "под старину", опираясь на моду прошлых веков. В-третьих, что особенно хорошо заметно в эпоху Эдо, когда у кузнецов была возможность обратиться к разнообразнейшим мечам прежних эпох, самураи любили делать оружие "под себя". Изменение геометрии клинка могло быть в угоду суровому практицизму и личному стилю боя, а могло служить исключительно эстетическим целям.