Я редко затрагиваю тему стрел, но сегодня можно
Ни для кого не секрет, что во всем мире оружие и доспехи служили, помимо всего прочего, своего рода сырьем для искусства: кузнецы, ювелиры, чеканщики и прочие товарищи активно занимались творчеством, чтобы выдать очередной шлем в золоте и барельефах или тонкую резьбу по клинку. Точно так же ни для кого не секрет, что японцы отличились в украшательстве не только предметов защиты и вооружения в целом, но и в дизайнерских изысках отдельных деталей этого самого вооружения и защиты. Один из самых известных элементов, который является самостоятельным произведением искусства и предметом для коллекционирования, это цуба. Несколько менее известны работы и коллекции, связанные с прочими металлическими деталями мечей - менуки, пара фути/касира и т.д., а также детали доспехов типа кувагата или мэмпо.
Что касается стрел, то они значительное время были в тени и не претендовали на звание произведений искусства. Вплоть до начала эпохи Сенгоку мастера корпели над клинками (от "обычных" до украшенных хоримоно или даже прорезной гравировкой), над деталями монтировки мечей, над деталями доспехов, над седлами, стременами,
небом и аллахом и даже колчанами. Но вот до самих стрел руки как-то не доходили. Подозреваю, что причина может крыться в том, что в эпоху регулярных военных конфликтов стрелы в большей степени были расходным материалом, чем полигоном для дизайнеров. Мечи, по крайней мере, имели все шансы пережить несколько войн, а выпущенную стрелу, думается мне, никто искать не будет. Что же касается стрел, которые использовались не для стрельбы, а для различных церемоний (сюда же можно отнести так называемые родовые стрелы, не покидающие колчан, по которым можно было узнать убитого самурая), то их опять-таки было немного до определенного момента.
Так или иначе, более-менее массовые красивые стрелы - это как минимум XVI век. Коллекция, к которой я обратился для иллюстрации различных подходов к дизайну, содержит стрелы 1620-1680 гг. Все фотографии кликабельны, их натуральный размер ~ 4000x3000, так что есть возможность прекрасно рассмотреть все мелкие детали. Попутно замечу, что нас интересуют не все типы стрел. Бронебойные стрелы тогари-я, напоминающие узким и граненым лезвием копьё, обычно не украшались из-за банального недостатка площади. А вот стрелы с листообразными наконечниками различной ширины и формы, хира-нэ, и стрелы с вилкообразным лезвием, каримата, частенько бывали очень широкими; там-то и мог разгуляться талант.
Начнем с самых неброских вариантов. Это случаи, когда в наконечниках стрел делались либо функциональные прорези, чтобы облегчить стрелу, не уменьшая лезвие, либо прорези в виде простых гербов (это мог быть как личный мон владельца, так и мон клана). Первые две стрелы имеют прорези скорее функционального назначения, а третья - это как раз случай простого герба.
читать дальше
Бывали прорези и посложнее.
Как хорошо заметно, это не какие-то гравировки или тонкая резьба, а именно обычные прорези в лезвии. Следующий этап усложнения стрел - прорезные гравировки хоримоно.читать дальше
Один из самых распространенных вариантов - это изображение стрелы внутри, гм, стрелы.
Также в качестве простых сочетаний прорезей и гравировок использовались разнообразные растительные мотивы - вечный бамбук или просто пара листиков.
Резьба в виде растений очень удачно ложилась на "рога" стрел каримата.
В принципе, простыми можно счесть и не особо детализированные одиночные изображения людей/зверей. Кстати, обратите внимание, несмотря на относительную простоту самих изображений, на переход от лезвия к хвостовику нанесена дополнительная гравировка.
Наконец, никуда не деться от драконов. Даже наиболее примитивные варианты выглядят прекрасно, и примитивными их можно назвать только из-за несложных силуэтов, работы по нанесению драконьей чешуи более чем достаточно.
Следующий этап - это усложнение гравировки плюс усложнение форм прорезей. Как и раньше, встречается очень много растительных мотивов.читать дальше
Также можно встретить усложнения внешней формы лезвия, то бишь режущей кромки.
Усложнить гравировку можно и за счет увеличения количества деталей, требующих, пардон, детализации. Например, людей/божеств становится несколько, или же к ним добавляется какой-то пейзажный элемент.читать дальше
Усложнение внешней формы лезвия тоже никуда не исчезает. В некоторых случаях зазубрины и выступы на режущей кромке даже и в таких произведениях искусства могут нести функциональную нагрузку.
Уникальнейшая, между прочим, стрела. Все остальные приведенные мной экземпляры (и подавляющее большинство стрел вообще) сделаны так, что смотреть нужно "с острия". Здесь, наоборот, рассматривать резьбу следует со стороны древка.
Ну и, конечно, не забываем про драконов. Можно сравнить их с драконами с первых стрел - эти сложнее по форме и содержат больше деталей.