Пару лет назад я приносил материал по поводу последствий ранений в бою graft1864.diary.ru/p203412219.htm Речь, собственно, как о классическом "не так легко прорубить даже рубашку с камзолом, уж не говоря про защиту", так и о менее распространенном "ранение в сердце не убивает в течение полсекунды, так что выдирайте клинок побыстрее и отскакивайте". Этот материал чем-то похож. Однако если прежняя статья базировалась на куче реальных случаев из уличных драк и дуэлей, т.е. на статистике серьезных сражений, и давала, так сказать, рекомендации по ведению настоящего боя, то эта ориентируется прежде всего на то, чем вообще отличаются нынешние условия тренировочно-несмертельных мероприятий от реальности.

БЛЕСК И НИЩЕТА УДАРОВ




Если мы изучим человеческую анатомию на уровне старшекурсника мединститута, поставим себе точный и сильный удар, а затем надёжно зафиксируем противника и избавим его от одежды, которая нам может помешать, то у нас будут неплохие шансы предсказать возможные последствия каждого своего удара. Впрочем, стопроцентной уверенности мы не сможем добиться и в этом маловероятном случае – так как человеческая анатомия допускает вариации в размерах и местоположении многих органов, а также в толщине и прочности костей, размерах и плотности мышц, количестве жира и т.д.. Кроме того, разные люди могут по разному реагировать на те или иные повреждения своего тела. Возможно, с опытом, наши предсказания будут становиться всё надёжнее, но, согласитесь, мало кто может позволить себе приобрести обширный опыт такого рода. К тому же, подобный опыт скорее в компетенции палача, а не фехтовальщика.

Что же происходит в ситуации, когда противник не привязан, да ещё и вооружён?

Как бы хорошо ни был поставлен наш удар, бой отличается от работы по мишеням: нам приходится бить из неудобных положений по неоптимальным траекториям, и у нас нет времени на подготовку – противник быстро закрывает «окна» для ударов. Именно поэтому практика тамэсигири предполагает невероятно точные, сильные и качественные удары, а остальные с презрением считаются неквалифицированными, даже если цель разрублена - ведь если ты делаешь идеальный удар из удобного положения по безответной макиваре, то в бою он выйдет похуже, но терпимо. А если ты и макивару-то не можешь разрубить - в бою врага и не поцарапаешь. Бить приходится не туда и не так, как мы бы хотели нанести удар в идеальной ситуации, а хоть куда-нибудь и хоть как-нибудь – куда и как есть возможность попасть. Если будем ждать, пока противник откроет нужное нам место, рискуем этого не дождаться и не попасть вообще никуда. Это хорошо знают те, кто практикуют учебные спарринги, в которых бойцам даётся конкретное задание по попаданию в то или иное место: не так то легко попасть именно туда, куда хочется.

Таким образом, в бою мы далеко не всегда можем выбирать цель, в которую хотим попасть. Но даже если нам представилась возможность нанести удар туда, куда мы хотели, это ничего не гарантирует. Поскольку противник не зафиксирован, уже во время нанесения нашего удара он продолжает смещаться, в результате мы можем попасть вовсе не туда, куда собирались. Особенно, если речь идёт не о большой части тела (типа рука или нога), а о конкретной точке. Причём, результат может измениться как в пользу противника, так и в нашу. И даже в тот момент, когда мы уже попали, противник всё ещё продолжает двигаться, поэтому удар может получиться как слабее, так и сильнее, чем мы планировали. Да к тому же, смещаясь относительно вектора нанесения удара, противник может ему как помешать, так и поспособствовать.

читать дальше