Когда не можешь похудеть, всегда можно писать умные статьи, как сбросить 20 кг за 20 дней. Когда не можешь заработать кучу денег, всегда можно написать книжку "Как стать миллионером" и продать ее многотысячным тиражом. Когда не можешь играть в игры... правильно, надо писать про них.
Почивший журнал ЛКИ публиковал много материалов про великолепные, но потихоньку забываемые игры 80х и 90х. Немного
и со скрипом поворочав мозгами, я подумал, что стоит подхватить упавшее знамя и настрочить пару десятков постов про достойные вещи, ныне предаваемые забвению
или те, которые очень нравятся и ШТОБ БЫЛО. Я и так этим время от времени занимался, но слишком редко, а дело-то полезное. К примеру, про первый и второй Диабло и сейчас помнят все, а выпущенные в тех же годах несколько частей очень интересной игрушки "Коммандос" уже покрыты пылью веков. Я когда-то был поражен, узнав, что очень хороший, а для своего времени великолепнейший шутер "Chrome" (2003) был напрочь забыт спустя несколько лет после выхода, хотя мне казалось, что уж его-то не забудут. В свою очередь, случайно наткнувшись на упоминание "Centurion: Defender of Rome" (1990), я вспомнил эту прочно забытую мной игру, а ведь штука мало того что хорошая, так еще и уникальная, должна была бы задержаться в памяти. В общем, поехали.
А еще писать про игры — это одна из немногих вещей, которые я могу делать на работе в свободное время, не все же книги читать да про самураев писать.THE TERMINATOR: FUTURE SHOCK (1995)
Жила-была франшиза "Терминатор". Игр в 80е и 90е по ней наклепали столько, что не перечислить. Тогдашняя ориентация на резвые пострелушки и платформеры очень хорошо укладывалась в рамки оригинала, который вдобавок был люто популярен, так что грех было не воспользоваться ситуацией. Перечислять стандартные платформеры со стрельбой я не буду, лучше вспомнить про "The Terminator: Future Shock". Разработчиком этой игры была небезызвестная — сюрприз! — Bethesda Softworks. Они только что выпустили первую часть TES "Arena", работали над "TES II: Daggerfall", и вот внезапно решили выпустить игру по вселенной Терминатора. И получилась у них, ни много ни мало, The Elder Scrolls про терминаторов и безрадостное будущее. Конечно, с некоторой скидкой на общую экшено-направленность.
читать дальше
Обложка диска и распространяемый с ним аналогичный постер, кстати, были именно такие, как на этой картинке — немного бледноватые, что вообще было достаточно характерно для полиграфической продукции двадцатилетней давности. Помню, что за этот постер отдал постеры по первому Терминатору и "Кобру" со Сталлоне
Я как достаточно юное существо не могу помнить реакцию людей на первого Терминатор в 1984 году, но, как говорили, наибольший интерес вызывало суровое будущее после захвата власти Скайнет. Его показали маленьким, но очень заманчивым кусочком — гигантские летающие машины, танки величиной с дом, груды скелетов, хромированные роботы, стрельба, взрывы, бдыщ-бдыщ. Этот интерес и использовала Бесезда для создания игры. Для того времени это была весьма революционная идея — делать игру по известнейшему фильму и при этом почти никак на него не ссылаться, а использовать только крошечный кусочек. К слову, это была не первая попытка, ребята из Бесезды успели склепать еще две терминаторские игры, но это были типичные чистокровные шутеры тех времен, в которых с атмосферой и геймплеем было не очень.
Вся игра проходит в 2015 году, в несколько отличной от фильмов ветке реальности (что будет объяснено в процессе игры). В наше время весьма забавно играть в мрачное будущее далекого 2015го, ага. Сюжет основан на том, что Скайнет обладает способностью отправлять объекты в прошлое. Здесь это не единичные случаи, а массовое явление. Солдаты Сопротивления в 2015 году начали постоянно попадать в странные ситуации — приходило ощущение дежавю, а потом из ниоткуда в ключевых точках возникали отряды роботов, и из-за этого Сопротивление несло огромные потери. Как оказалось, система Скайнет запрограммировала сама себя на накопление информации о сражениях и, как только будет разработана технология переноса в прошлое — отсылать эту информацию себе любимой. В итоге армия терминаторов могла поэтапно изменить исход всех крупных столкновений, что в перспективе означало поражение человечества, рано или поздно.
В конце 2015 года в прошлое должен был быть отправлен критично важный пакет информации, причем во избежание отслеживания отсылка должна была попасть не в конкретную точку времени, а в промежуток из нескольких лет конца 90х. Этот пакет активизировал сознание Скайнет и превращал эту систему из обычного компьютера в практически разумную сущность, а также замыкал кольцо времени, так как содержал послание "скоро будет технология путешествий во времени, накапливай информацию и отправляй ее себе в прошлое". Как выяснится в процессе прохождения, именно из-за случайной даты активации разума Скайнет и появилось множество веток реальности, в том числе ветка фильма и ветка игры.
Цель игры, как ни смешно — привести реальность в состояние "на момент первого фильма", прервав отправку этого главного пакета информации. Это достаточно позитивный исход: Скайнет не сможет постоянно набираться знаний из будущего и мухлевать, а сражения будут идти своим чередом и приведут к победе людей. Игрок изображает из себя обычного парня из Сопротивления, который только что удрал из концлагеря и снова влился в ряды повстанцев. Попутно он повидает некоторых ключевых персонажей (например, в числе прочих спасет из лагеря смерти и пацана по имени Кайл Риз) и узнает мелкие детали, раскрывающие мир (к примеру, ваш соратник Милтон Бишоп, оказавшийся предателем, будет генетическим донором для инфильтраторов серии Т-800).
Вся игра — это сплошная ночь. Это в целом соответствует первоисточнику (люди ведь рисковали выйти на поверхность только ночью), проще в реализации с технической точки зрения того времени, и вдобавок создает подходящую мрачную атмосферу. Цветовая гамма игры, как будет видно по скриншотам ниже, это в основном что-то серо-голубое плюс черное звездное небо. В сочетании с хорошим саундтреком общий эффект потрясающий.
Графика, как водится, на современный взгляд не очень, как и любое раннее 3D, да и оригинальное разрешение всего лишь 320х200. Тот же спрайтовый DooM выглядит поинтереснее. Зато полноценное трехмерное окружение хорошо ощущается: возможны атаки сверху и снизу, и вообще обзор по вертикали постоянно используется. Тем более здесь наконец-то хорошо работает мышь (одна из первых игр, где она является не вспомогательным, а основным способом контроля камеры).
Судя по интернетам, эта игра (как и похожий на нее шутер Dark Forces по вселенной StarWars, с очень хорошим сюжетным наполнением) прошла незамеченной на фоне ураганного экшена DooM и DooM II. Подозреваю, дело в том, что просто тогда никому не были нужны сюжетно-ориентированные некоридорные шутеры на открытых пространствах. В конце концов, для любителей сюжета и тонн текста были РПГ. Все в руце божией, как говорится. А теперь немножко скриншотов.
В самом начале игрок крайне обделен оружием — ничего стреляющего. Этот лом, к слову, совершенно бесполезен, ибо при столкновении с роботом игрок потеряет половину здоровья, прежде чем забьет его до смерти. При столкновении с двумя сразу конец немного предсказуем.
Окно брифинга. Лица были анимированы в старом стиле — двигались только глаза и губы.
Типичный пейзаж с полными черепов канавами, который было трудно не позаимствовать из фильма.
Тоже стопроцентный привет из фильма — летающие платформы с тяжелым оружием, охотники-убийцы Скайнет. Убить их сложно, но возможно. Вот с тяжелыми гигантскими танками Т-2 гораздо хуже.
Насчет "TES с терминаторами" в начале простыни, я, конечно, немного погорячился — сторонних заданий маловато, и мир не полностью открытый. Тем не менее, для шутеров тех (да и нынешних) времен отклонение от принципа "идем по узкому коридору" это уже очень серьезно. Вы можете зайти практически в любое здание, вход в которое не завален.
Внутри могут быть интересные вещи типа оружия, патронов и аптечек, но можно наткнуться и на мины, врагов или мощный источник радиации. Некоторые здания пусты, типичные развалины после многолетней войны.
К слову о зданиях: внутри помещений, принадлежащих Скайнет, нет абсолютной темноты, которая должна была быть согласно книге и фильмам. Зато красиво.
Несчастный подопытный в одной из лабораторий концлагеря. Обратите внимание на количество патронов — так как обычными пулями свалить терминатора очень сложно, это на самом деле не то чтобы очень много.
Данон Терминатор классический. В руках игрока хоть и слабенькое, но все-таки энергетическое оружие.
Доведется побегать и с убивалками вражеской стороны. Вот с такими штуками ходили некоторые инфильтраторы.
По сути только лучевое оружие способно противостоять более крупным роботам, вроде вот этого дальнего родственника АТ-ST.
А будут встречаться и еще более здоровенные. Ненавидел этих пауков-терминаторов.
Кроме беготни на своих двоих, игрок будет передвигаться еще и на джипах, но только в определенных местах — в игре много территорий, где из-за завалов слишком мало открытого пространства для езды, застрянете.
Можно будет и полетать на скайнетолете, который перековали на революционно-повстанченский лад. Перемещение в трехмерном пространстве очень удачно сделано. Кстати, физика почти честная, машина имеет ограничения по резкому старту и торможению, обладает инерцией и помирает от сильных столкновений с землей или зданиями.
Засим завершу первую унылопростыню. Будем продолжать. В следующий раз не таким лютым экскрементом мамонта.