Шлем конца эпохи Муромати в стиле нозараши ( 野晒 ), что часто переводят примерно как "выбеленные дождем кости". Фото кликабельны.
Такие шлемы надевали воины, которые собирались умереть в бою. Конечно, в каждом бою есть немаленькая возможность умереть, и не перед каждым боем есть достаточно времени, чтобы заказать себе шлем в духе савана. Поэтому кабуто нозараши обычно надевал тот, кто собирался умереть в каждой битве и при этом не так сильно дорожил своим кланом, чтобы выходить на поле битвы исключительно в шлеме с соответствующими клановыми украшениями.
Это могли быть, например, предводители остатков истребленного клана, которые не могли надеяться на его возрождение в будущем. Такие личности внушали противнику страх: самоубийца способен пробить любую защиту любого фехтовальщика, поскольку сам не собирается выжить после своей атаки. Подавляющее большинство владельцев кабуто нозараши по понятным причинам не жили слишком долго, и их шлемы канули в небытие вместе с ними. Конкретно этот образец, возможно, принадлежал очень удачливому или очень сильному товарищу, который пережил Сенгоку Дзидай
и с разочарованием понял, что умереть ему все-таки не удалось.читать дальше
Сказать точно сложно, так как почти весь купол шлема скрыт под черепом, но по форме защитного козырька, кольцевой полосе стали в основании шлема и сплошному металлу в просветах глазниц можно предположить, что это дзунари-кабуто. Весьма хороший выбор для человека, который намерен кидаться в самую гущу боя в поисках смерти - это один из наиболее прочных шлемов.
Автор не поленился снабдить вылепленный череп схематичными черепными швами - вероятно, ему приходилось видеть обнаженный скелет и он мог работать "с натуры".
К слову о защитных качествах кабуто нозараши: череп нельзя назвать дополнительной защитой, это чисто декоративное украшение поверх функционального шлема. Я затрудняюсь определить, что именно послужило для него материалом, может быть, что-то гипсоподобное, а может, что-то типа глины, используемой в японской посуде. На фото сверху видно, что часть покрытия открошилась; оно не является ни особенно прочным, ни особенно толстым.
Полагаю, самой большой толщиной обладала лицевая часть черепа, чтобы скомпенсировать отсутствие налобных украшений (которые в числе прочего могли использоваться как противовес для тяжелой сикоро, чтобы шлем не перетягивало назад).