Довольно большая простыня в продолжение цикла статей о проблемах современного фехтования. В этот раз автор предлагает неплохую двухочковую систему ооценки, куда очень разумно интегрированы рукопашные действия, выходы за пределы "ринга" и т.д. Многие японские БИ используют похожую систему с принципом подсчета "вадза-ари/иппон" ("полуочко/очко").

=====================================================================================

В последней статье мы обсудили вопрос, «о чём» можно фехтовать, и «о чём» хотелось бы фехтовать нам, и сформулировали концепцию фехтования о «преимуществе», под которым мы подразумеваем однозначно выигрышное положение бойца, по сравнению с оппонентом, в котором он оказывается по результатам завершившейся фехтовальной фразы. И сейчас, мы, наконец, добрались до, собственно, концепции турнирных правил. В этой статье попробуем сформулировать основы правил боя, которые нам представляются более-менее разумными.

А в следующий раз (постараемся, чтобы это случилось уже на следующей неделе) поговорим о системе судейства.



ПРАВИЛА БОЯ


Итак, мы, наконец-то, добрались до того, какими мы хотели бы видеть турнирные правила. Для этого нам пришлось пройти долгий путь, но без изложенного в предыдущих статьях было бы непонятно, почему предлагаемые правила именно такие. Зато теперь, можно надеяться, многие постулаты предлагаемой ниже концепции правил будут более понятны.

Да, нижеизложенное – это не правила как таковые, а именно концепция, на основе которой несложно сформулировать конкретные, по пунктам, правила проведения того или иного турнира. Почему именно концепция, а не готовые правила? Потому что почти к каждому пункту приходятся давать разъяснения. А когда всё понятно – то всё то же самое можно изложить очень коротко, добавив специфику конкретного мероприятия.

Цели и задачи правил


Сейчас мы будем говорить про правила условно бездоспешного фехтования. То есть, во избежание травматизма защитное снаряжение на бойцах, конечно, есть, но мы предполагаем, что его как бы нет, а потому не вводим повышенных требований ни к силе, ни к точности ударов. Сформулируем цели и задачи, стоящие перед нами при разработке концепции.

1) Мы хотим создать концепцию правил, которые сами по себе, без вмешательства судей, будут стимулировать бойцов к отказу от «лотерейного фехтования», приучать фехтовать правильно – то есть, стремиться наносить удары, не получая по голове в ответ. С одной стороны, боец должен заботиться о том, чтобы оставаться невредимым, то есть для него должен быть важен каждый пропущенный им удар. С другой стороны, боец не должен слишком бояться противника, чтобы в результате не получилось, что соперники вяло переминаются в противоположных углах ристалища, боясь сблизиться. Так они ударов, конечно, не получат – но ведь и не нанесут!

2) Правила должны быть максимально простыми и универсальными, чтобы облегчить судейство и снизить до минимума разночтения, путаницу и споры.

3) Затем, правила должны быть привлекательными для участников, позволяя им получать максимум удовольствия и пользы от турнира. Ненормальна ситуация, когда боец приезжает за тысячи километров ради участия в двух-трёх боях. В идеале участие в турнире должно быть интересным как для чемпиона, так и для начинающего, не говоря уже о крепких середнячках.

4) При этом желательно свести к минимуму влияние субъективной судейской оценки, поскольку ни один даже самый лучший судья не может быть всегда прав. К этому добавляется то, что разные судьи судят по разному. К тому же по ходу турнира у судей неизбежно накапливается усталость, в итоге они становятся менее внимательными. В общем, на действия бойцов должны влиять сами правила, а не субъективная судейская оценка, когда, например, в одной и той же ситуации один судья вынесет предупреждение за пассивное ведение боя, а другой – не станет этого делать.

5) Кроме того, получившееся на выходе фехтование должно быть максимально понятным и зрелищным для зрителей, в том числе не имеющих фехтовального опыта.

6) И уж совсем хорошо, если правила будут способствовать укреплению корпоративности, в хорошем смысле этого слова, а не провоцировать конфликты, обиды и скандалы.

читать дальше