ТИБУРИ: СТРЯХИВАНИЕ КРОВИ С КЛИНКА
Тибури дословно можно перевести как «стряхивание крови». Обычно оно трактуется как движение для очистки клинка перед возвращением меча в ножны (что, в свою очередь, называется но-то). В некоторых школах помимо тибури есть еще и тинугуи, «стирание крови». Это дополнительное действие, которое заключается в стирании крови с клинка любым способом — от бумаги и тряпки до пальцев и одежды.
Большой популярностью в сети пользуется статья Ричарда Стонелла «Миф о тибури» Richard Stonell «The Myth of Chiburi»), у которой есть множество переводов (например,
baumankan.ru/blog/myth-of-chiburi ), а желающие могут прочитать и оригинал
kenshi247.net/blog/2011/09/05/the-myth-of-chibu... В ней идет разбор того, что такое тибури на самом деле — практичное стряхивание крови с клинка или действие скорее духовного порядка?
Постараюсь не просто пересказывать эту статью (поскольку прочитать ее можно и самостоятельно), но и дополнить изложение собственными выводами.
Вроде бы устоявшееся мнение, что тибури это стряхивание крови с меча, действительно давно подвергают критике. Во-первых, высказывается довод, что с помощью тибури не так уж легко удалить кровь, независимо от того, как оно выполняется — размах по дуге, короткое резкое движение и так далее (у каждой школы свой взгляд на этот вопрос). Этот довод подкрепляется и тем, что если бы тибури полностью очищало меч от крови, не понадобилось бы протирать клинок, то есть тинугуи не существовало бы. Во-вторых, вряд ли можно возразить, что тибури явно имеет духовный подтекст. Это действие некоего духовного очищения, подведение черты после успешного выполнения ката и перед завершающим движением но-то. Подобное ощущение, дзансин, испытывает при тибури каждый, кто долго практикует ката или тамасигири.
Следовательно, вопрос следует ставить так: тибури как минимум имеет не только практично-функциональное, но и духовное значение, что же перевешивает? И, может быть, функционального значения в этом движении и вовсе нет, раз существует тинугуи?
В моей школе принято во время отработки ката выполнять только тибури, а после тамасигири — сначала делать тибури, потом тинугуи. Кровь слабо задерживается на клинке синкена традиционной ковки и тем более на полированных в зеркало (а то и вовсе хромированных) иайто, и меч после удара не окрашивается красным от острия до рукояти. Однако кровь не обладает консистенцией и свойствами воды, и те капли, что все-таки задержались на клинке, благодаря некоторой вязкости и липкости там и останутся. Конечно, можно протереть его сверху донизу несколько раз, но чтобы не размазывать кровь при тинугуи, лучше сначала выполнить тибури, удаляя этим резким движением хотя бы часть крови. Поэтому, по моему скромному мнению, в реальных поединках и при тамасигири (особенно по содержащим кровь целям) тибури не лишено практичности, хоть духовная сторона и доминирует.
А каким образом делают тибури в разных школах? Обратимся к Накаяме Хакудо, основателю стиля иайдо Мусо Синдэн рю, который как раз и приводит ряд любопытных примеров.
читать дальше
«В Кансин рю для очистки клинка используют кусок бумаги, спрятанный за пазухой. В Синдо Мунэн рю меч направляют вниз так, чтобы кровь капала с кончика меча. Далее меч дугообразным движением перемещают влево, стряхивая кровь с лезвия. В Хазама рю меч укладывают на плечо и кровь стирается об одежду. В Футисин рю меч зажимается между большим и указательным пальцами и кровь стирается от основания к кончику меча. В Хаясидзаки Хон рю меч держат в правой руке и сперва коротким резким движением переносят в левую сторону, затем широким в правую.
Также существуют школы, в которых тибури не выполняется вовсе. В некоторых школах принято отбрасывать ножны назад после обнажения меча. В Киото я видел такое исполнение тибури в практике школы Такаяма рю. Тем не менее, это видится мне исключением из общего правила».
Самое интересное в том, что имеет в виду под тибури господин Накаяма. Он не считает, что это только движение стряхивания крови с клинка — для него и вытирание меча, тинугуи, тоже рассматривается как тибури. Более того, отбрасывание ножен в Такаяма рю он также считает своего рода тибури. То есть Накаяма Хакудо придерживается мнения, что тибури это в первую очередь движение ритуального очищения духа, выражающее дзансин, а уже потом чисто физическое действие.
Что же касается этих самых чисто физических действий, можно добавить, что тибури может делаться еще множеством способов. Например, в Катори Синто рю и Касима Синто рю используется тибури, когда меч поворачивают на 360 градусов вокруг оси и ударяют сверху по цубе. Мне случалось видеть и другие варианты этого движения — например, удар по обуху клинка недалеко от рукояти, или только один удар, без поворота меча. А в Мусо Дзикидэн Эйсин рю катана очищается об одежду, как в Хазама рю, только не о плечо, а с помощью хакам — меч опускается к бедру, рука убирается через боковой разрез внутрь и вытирает клинок, захватив ткань штанины изнутри.
Также следует заметить, что тибури и тинугуи могут использоваться в разных сочетаниях. Представители одних школ не делают тибури и применяют только тинугуи (если пользоваться «классическими» определениями применительно к цитате Накаямы Хакудо, так можно сказать про Хазама рю и Футисин Рю). Фехтовальщики других школ (например, Мусо Синдэн рю) демонстрируют и тибури, и тинугуи. Последователи третьих школ, наконец, вроде бы не используют ни то, ни другое, однако тут следует оговориться, что это на поверхностный взгляд, а сами они могут иметь собственное мнение. Как мы видим на примере того же Накаямы, у разных учителей может быть разное понятие тибури, и со стороны это так сразу не понять. К примеру, в своей статье Ричард Стонелл пишет:
«Так, опытный практик школы Хоки рю разъяснил, что на первый взгляд в этой школе отсутствует процесс очистки меча, однако движение тинугуи скрыто в самом но-то».
Не совсем уверен, что же конкретно здесь имелось в виду. Но мне как минимум доводилось видеть, как выполняют тинугуи при но-то с помощью пальцев левой руки: при начальном движении меча, когда он проходит по верхней части ножен, вверх поднимаются указательный, средний и большой пальцы, а ножны удерживаются только мизинцем и безымянным. Клинок очищается с обоих сторон, и когда его острие доходит до устья ножен, он уже полностью чист и может быть вдвинут внутрь следующим движением. Мне этот способ тинугуи кажется небезопасным и для пальцев, и для клинка, но, как говорится, это уже дело вкуса дело конкретной школы.
Замечу, что даже в рамках одной школы может использоваться несколько видов тибури и тинугуи. В Мусо Дзикидэн Эйсин рю стряхивание крови с клинка проводится двумя способами. Во-первых, есть классическое о-тибури, когда рукоять меча поднимается к правому виску, острие опускается вправо и вниз, и потом клинок описывает дугу. Во-вторых, есть форма ко-тибури, когда меч просто резко перемещается вправо, параллельно полу, на незначительное расстояние. Очевидно, что если о-тибури имеет практическую ценность, то ко-тибури явно недостаточно для сколько-нибудь успешного стряхивания крови. Вот что говорит по этому поводу Масаока Кацутанэ, восемнадцатый глава школы Эйсин рю ветви Масаока ха:
«В Омори рю тибури выполняется перед но-то, в виде широкого взмаха мечом из-за головы. В Эйсин рю перед но-то вы «открываетесь вправо», как в Омори рю, в форме Иайгаки. Это «открытие вправо» сейчас называют «малое тибури», ко-тибури. Однажды в послевоенные дни я преподавал иай детям в Коти, и один из них спросил меня прямо, как обычно спрашивают дети: «Сэнсэй, неужели этим движением можно смахнуть кровь с клинка?». Я долго размышлял об этом и перечитывал списки передачи дэнсё, которые были в моем распоряжении, и обнаружил, что нигде, ни в одном дэнсё, это движение не именуется как тибури. Вместо этого используется термин «раскрытие вправо». Так я пришел к выводу, что тибури в Омори рю – это комбинация стряхивания крови с лезвия, выражения дзансин и подготовки к но-то, в то время как в Эйсин рю это движение используется только для демонстрации дзансин и подготовки к но-то».
Таким образом, можно сказать, что некоторые версии тибури более практичны, а некоторые предназначены для демонстрации дзансин и подготовки к вложению меча в ножны. Также Масаока Кацутанэ замечает, что есть способы очистки клинка с помощью тинугуи, хотя эти способы не используются в ката — в ката есть только это самое «открытие вправо». В общем-то логично предположить, что в реальной ситуации последователи этой школы предпочитали использовать тинугуи (или тибури и тинугуи в паре), а в ката тинугуи опускается за ненадобностью, ибо клинок не пачкается. Это, очень вероятно, справедливо и для многих других школ.
Возвращаясь к своей школе, могу заметить, что у нас существуют свои тонкости, которые могут быть неочевидны при взгляде со стороны и которые я не встречал в других школах (во всяком случае, при таком же взгляде со стороны). Например, распространенный способ тибури с подниманием рукояти к голове и движением клинка по дуге разделяется на два подвида. Есть практичный тибури, когда меч как будто наносит удар и в финале смотрит вправо лезвием, и есть более формальный и «вежливый» способ, используемый почти во всех ката, когда в процессе движения клинок разворачивается вправо плоскостью, а лезвие смотрит вперед.
Считается, что второй способ меньше разбрызгивает кровь, но хуже очищает клинок. Этим способом пользуются только на катане и вакидзаси. Нагамаки и нодати из-за длины и массы затруднительно провести дугу и одновременно развернуть плоскостью вправо, поэтому для них тибури в ката используется только первым способом. Конечно, в реальности все еще проще — длинные мечи лучше очищать исключительно с помощью тинугуи.
Для наглядности посмотрим несколько видео с различными способами тибури.
Это кусочек весьма известного видеоучебника от Масаюки Симабукуро. Он выполняет и о-тибури, и ко-тибури. Собственно, все видео про это, съемка с разных сторон.
Согэ Ёсихару из Тояма рю после тамасигири несколько раз выполняет тинугуи (например, на 03:00).
Это ката сэйдза хатихон-мэ школы Мусо Дзикидэн Эйсин рю. На 00:50 выполняется тинугуи с помощью пальцев.
Несколько ката Катори Синто рю, которые заканчиваются выполнением тибури с ударом по мечу сверху (например, на 00:27).
В заключение замечу, что тонкости выполнения тибури и тинугуи очень сильно зависят и от школы, и от учителя, и от линии передачи. Некоторые иайдоки, которых я видел, делали тибури очень быстро и почти не задерживали клинок в конечной точке, по сути единым движением бросая меч по дуге вниз, а потом сразу выполняя но-то. Масаюки Симабукуро на первом видео делает все, наоборот, очень медленно и плавно. Меня же учили (и я учу) поднимать рукоять вверх не спеша и плавно, а описывать дугу — наоборот, максимально резко, с четкой задержкой в финале. Подозреваю, все дело в том, что в разных школах, как мы выяснили, тибури имеет различную ценность: где-то на первом месте тонкость духовных ощущений и дзансин, где-то — чисто физическое стряхивание крови.