ТИБУРИ: СТРЯХИВАНИЕ КРОВИ С КЛИНКА




Тибури дословно можно перевести как «стряхивание крови». Обычно оно трактуется как движение для очистки клинка перед возвращением меча в ножны (что, в свою очередь, называется но-то). В некоторых школах помимо тибури есть еще и тинугуи, «стирание крови». Это дополнительное действие, которое заключается в стирании крови с клинка любым способом — от бумаги и тряпки до пальцев и одежды.

Большой популярностью в сети пользуется статья Ричарда Стонелла «Миф о тибури» Richard Stonell «The Myth of Chiburi»), у которой есть множество переводов (например, baumankan.ru/blog/myth-of-chiburi ), а желающие могут прочитать и оригинал kenshi247.net/blog/2011/09/05/the-myth-of-chibu... В ней идет разбор того, что такое тибури на самом деле — практичное стряхивание крови с клинка или действие скорее духовного порядка?

Постараюсь не просто пересказывать эту статью (поскольку прочитать ее можно и самостоятельно), но и дополнить изложение собственными выводами.

Вроде бы устоявшееся мнение, что тибури это стряхивание крови с меча, действительно давно подвергают критике. Во-первых, высказывается довод, что с помощью тибури не так уж легко удалить кровь, независимо от того, как оно выполняется — размах по дуге, короткое резкое движение и так далее (у каждой школы свой взгляд на этот вопрос). Этот довод подкрепляется и тем, что если бы тибури полностью очищало меч от крови, не понадобилось бы протирать клинок, то есть тинугуи не существовало бы. Во-вторых, вряд ли можно возразить, что тибури явно имеет духовный подтекст. Это действие некоего духовного очищения, подведение черты после успешного выполнения ката и перед завершающим движением но-то. Подобное ощущение, дзансин, испытывает при тибури каждый, кто долго практикует ката или тамасигири.

Следовательно, вопрос следует ставить так: тибури как минимум имеет не только практично-функциональное, но и духовное значение, что же перевешивает? И, может быть, функционального значения в этом движении и вовсе нет, раз существует тинугуи?

В моей школе принято во время отработки ката выполнять только тибури, а после тамасигири — сначала делать тибури, потом тинугуи. Кровь слабо задерживается на клинке синкена традиционной ковки и тем более на полированных в зеркало (а то и вовсе хромированных) иайто, и меч после удара не окрашивается красным от острия до рукояти. Однако кровь не обладает консистенцией и свойствами воды, и те капли, что все-таки задержались на клинке, благодаря некоторой вязкости и липкости там и останутся. Конечно, можно протереть его сверху донизу несколько раз, но чтобы не размазывать кровь при тинугуи, лучше сначала выполнить тибури, удаляя этим резким движением хотя бы часть крови. Поэтому, по моему скромному мнению, в реальных поединках и при тамасигири (особенно по содержащим кровь целям) тибури не лишено практичности, хоть духовная сторона и доминирует.

А каким образом делают тибури в разных школах? Обратимся к Накаяме Хакудо, основателю стиля иайдо Мусо Синдэн рю, который как раз и приводит ряд любопытных примеров.

читать дальше