Вчера в очередной раз наткнулся в интернетах на это весьма свежее видео, подумал, что следует осветить вопрос ношения меча чуть шире, чем делаю это обычно.
Это те самые ребята, которые любят иайдо с длинными мечами, и у них вообще очень неплохой канал, кстати www.youtube.com/user/tenshinryuhyouho/videos Автор показывает методы ношения меча, принятые в его школе. Первые два очень распространены: 1) ношение катаны с сильным выносом вперед, когда у пояса она держится чуть не на середине ножен, и почти горизонтально; 2) более классический принцип, когда ножны задвинуты глубже (куригата касается пояса) и катана висит под углом. Выбор между этими двумя вариантами это вопрос вкуса, центра тяжести меча и так далее. Например, в школе иайдзюцу Мусо Дзикидэн Эйсин Рю, с которой я познакомился благодаря Линдеру, используется еще более сильный вынос меча вперед.
читать дальше
У меня сильное впечатление, что это не в последнюю очередь потому, что школы иайдо/иайдзюцу вообще предпочитают вынос меча вперед: так обнажение клинка и атака идут максимально быстро. На фото ниже парень из рандомной школы иайдо, стоящий справа, находится в позе ожидания при отработке приемов. Мне лично она кажется неэффективной благодаря слишком явной подготовке к атаке, но в конце концов иайдо сейчас явно спортивная дисциплина, где нужно все возможности выкручивать на максимум, а не пытаться сделать все "реалистично".
Третья поза, что показывается в видео, менее распространена. Меч висит почти вертикально, удобно при резком пробегании через плотную толпу или постоянном хождении через узкие двери (в современном мире последнее крайне актуально, средняя дверь категорически не любит людей с торчащими в сторону мечами). Похожим образом частенько носили мечи самураи начала Эдо, отодвигая катану в сторону и приблизив уровень наклона к вертикали. Иногда наблюдал на разных реконструкторских мероприятиях у асигару, но нечасто. Подходящего фото с фестиваля, увы, не нашел. С моей точки зрения, не очень удобно — меч начинает мешать ногам и сильнее болтается, лишаясь полноценной фиксации в талии. Разве что пояс завязан поверх кирасы накрепко и меч воткнут туда из последних сил.
Четвертая поза, когда меч в оправе букэ-дзукури переворачивают режущей кромкой вниз, как тати, в видео оправдывают необходимостью скакать — тут действительно горизонтальное положение удобнее (а горизонтально расположенный меч с режущей кромкой вверху, имея направленную вниз рукоять, может во время скачки просто вылететь из ножен вниз и вперед). При этом у конника уже нет необходимости в быстром ударе от ножен, как у пехотинца. Для чего, собственно, и начали носить утигатаны, а потом и катаны режущей кромкой вверх. Не уверен, насколько распространен был такой метод, ибо конников с длинными утигатанами в классическом положении, режущей кромкой вверх, я видел явно больше.
Пятая поза, сдвигание меча за спину, утверждается как удобное положение для работы древковым оружием. Сюда же можно записать крупногабаритное оружие типа одати и нагамаки, которые требуют глубоких проходов рук мимо корпуса и не любят даже больших вакидзаси. Плюсы есть, но и минусы существуют. Однако мечи, сдвинутые за поясом за спиной, носят и в некоторых современных школах фехтования. На семинарах того же Линдера по дзюдзюцу и кобудо мечи сдвигают за спину еще более хитрым манером, чтобы беспрепятственно махать руками-ногами.
Какие выводы можно сделать? Во-первых, что некоторые тренировочно-"зальные" методы ношения меча сложно универсализировать, ибо приведение меча в более стандартное положение требует времени. Во-вторых, что во время войны можно носить все как угодно, никто тебя не осудит. Тосии Маэда с четырьмя мечами за поясом подмигивает.
P.S. Конечно, надо понимать, что классические методы ношения мечей это, пожалуй, наиболее хорошие варианты — иначе бы они не стали классическими. Но иногда не до жиру, быть бы живу.