читать дальше
Книга довольно объемная, поэтому смогла подробно передать аж три года жизни кучи персонажей, которые в 1929-1932 гг. в районе Памира и Кашгарии вели самую настоящую гражданку. Часть населения ведет образ жизни столетней давности, с жестокими налогами, толпами нищих и произволом баев и имамов, а кое-кто живет в затерянных горных кишлаках в средневековом режиме, не видя колеса и лошадей и не ведая о соседних государствах. И все это на фоне того, что буквально за углом уже не первый год как пришла советская власть и с ней, соответственно, большая доза цивилизации. Очень много бытовых и жизненных деталей, а не только войнушка и пропаганда, примерно полкнижки как раз про охоту и ползание по горам. Встречал мнение, что здесь многовато пропаганды, но на мой взгляд она наоборот очень мягкая и в небольших объемах, превознесения партбилетов и райкомов тут нет по понятным причинам, да и вообще русских на всю книжку полторы калеки, в большинстве случаев нынешние красные — это вчерашние дикие джигиты с гор. Это, кстати, довольно хороший ход, погружение гораздо лучше, и сложно упрекать советских ребят за стремление провести дикие голодающие деревни к благополучию — они сами не так давно вырвались из этого средневековья. Разве что педалирование того, что все проблемы от спонсируемых англичанами негодяев, смотрится натянуто, но только если не быть в курсе, что там творилось на самом деле, англичанка в те годы действительно гадила довольно активно. Дополнительно улучшило книгу повествование, разбитое на большие куски по персонажам, которых раскидало в разные стороны. Еще автор довольно неплохо передает язык того времени и тех мест, со всей его красочностью, но это и неудивительно, он просидел на Памире и вообще в Средней Азии нцать лет. Кстати, стихи на местный манер он тоже хорошо составляет, их тут хватает, но мне больше всего понравился финальный. Спойлеры содержит, но на уровне "хорошие победили плохих", а имена еще не читавшему человеку все равно ничего не скажут.Песня звонкая летала,
Песня чудная носилась
Высоко над облаками.
Путешествуя по миру,
Песнь устала и спустилась
Ночевать в кишлак памирский.
Много, множество киргизов
Собирались к дивной гостье
Слушать сказки, песни, джиры…
Много тысяч каим, улен
И историй сохранили
И запомнили киргизы.
А из дальних летних стойбищ
Поздно ночью приезжали
И узбеки и казахи,
Но всего не услыхали.
Лишь концы прекрасных звуков
Увезли они с собою.
Песнь киргизов полюбила,
Песнь киргизов навещает
На Тянь-Шане, на Памире.
На джейлау изумрудных,
Где кумыс течет рекою,
Где играют на дутарах,
Где дымится жирный плов.
Слушайте меня, Кучака!
Я спою вам о минувшем –
То, о чем шумит ковыль.
То, о чем звенит нам ветер
В черепах врагов убитых,
То, о чем гремят нам реки
В неприступных дебрях гор,
То, о чем козлу седому
По утрам свистит улар.
Я спою вам о прошедшем:
Как в горах Биллянд-Киика
Басмачи нас окружили,
Били, мучили огнем,
Как Джура зажегся гневом,
Поклялся им мстить до смерти.
Был Балбак, богатый, хитрый,
Был Тагай – басмач опасный,
Был Казиски, был Шараф.
Кишлаки тогда пылали,
Трупы землю устилали,
Кровь текла вместо воды.
Где они? На бранном поле.
Их уж нет, мы на джейлау
Плов едим и пьем кумыс.
Снова солнышко нам светит,
И гроза умчалась вдаль.
Жить я начинаю снова,
Сердце радость обрело.
Буду славить я Джуру,
Буду петь о нем я песни.
И о мудром Козубае
Я сложу огромный джир.
Пусть все знают о Максиме:
Провести он может черта!
Слушайте ж меня, Кучака!
Слово, стань мечом моим!