ВЛАДИМИР АМИДА: «ТРАДИЦИОННОЕ VS СПОРТИВНОЕ» БОЕВОЕ ИСКУССТВО
После недавних дебатов в нашей группе и очередного холивара в отношении детских вопросов: "где спарринги в ТКБИ?", "ТКБИ не работает", "ММА сильнее всего" и так далее, столкнулся, как ни странно, с некоторыми товарищами, которые всё ещё не понимают сути ТКБИ (традиционные китайские боевые искусства) и находятся в плену узкого представления (обусловленного часто спортом), что вообще это такое — традиционка. Пусть эта статья будет если не точкой, то по крайней мере ответом тем, кто умеет слушать и понимать.
Итак, немного отмотаем назад, в последнее время в сети всё больше и больше появляется видео под условным названием "избиение младенца", где с одной стороны выходит более-менее подготовленный спортсмен от единоборств, а с другой китайский пенсионер, возомнивший себя мастером (вот последний такой пример с псевдомастером от тайцзи).
Заканчивается оно, конечно, плачевно для последнего. К этому видео мы ещё вернёмся. А сейчас немного ликбеза и истории, хотя на эту тему написано масса статей уже, у того же Дмитрия Моисеева, поэтому я ничего нового не скажу, а быстро пробегусь. Упадок традиционного ушу начался не вчера, а ещё в конце XIX - начале XX века.
читать дальше
Основные моменты:— Во время Боксёрских восстаний вместо традиционной индивидуальной подготовки в русле "мастер-ученик" начали массово готовить больший группы людей, часто с помощью некоторой "сакральной" формы таолу, заменив тем сам реальную индивидуальную боевую подготовку на некую мистификацию с большим налётом внушения и ритуалистики. Всё это привело к очень плачевным результатам Боксёрского восстания, когда вера в свою неуязвимость и бессмертие была просто уничтожена пулями и пушечными снарядами;
— Создание в начале XX в. всякого рода ассоциаций (самая известная Ассоциация Цзинъу) и обществ физического развития, где взят курс на отход от старых методов (часто клановых и закрытых), в этих ассоциациях провозглашалась целью оздоровление нации, патриотизм и восприятие духа. Уже тогда многие традиционные методы претерпели существенные отличия. Изучалось одновременно множество стилей, а также западные виды спорта.
— Постоянное распространение огнестрела, естественно, убавило прыть многих практикующих ТКБИ, хотя в Китае у народа его практически было очень мало, но этот фактор также сыграл свою роль в постепенной деформации и стагнации традиционного ушу;
— Далее несколько войн: гражданская (между Гоминьданом и компартией), время военных клик (когда все, у кого был хоть какой-то военный отряд, провозглашали себя правителями местности), далее война с Японией, опять гражданская и победа коммунистов с провозглашением КНР в 1949 г. Всё это приводило как к уничтожению большого количества людей (в том числе и носителей реального мастерства), так и не давало возможности обучаться и обучать (голод, разруха, война, не до того было);
— Потом Культурная Революция, когда под удар попали многие мастера, как "пережитки феодального прошлого" в течении десяти лет уничтожались почти что физически. Также погибло громадное количество текстов, документов, храмов и монастырей (в том числе и те, где практиковали боевые искусства), и так далее. Один из моих учителей по багуачжан, например, 8 лет был в "отсидке" на трудовом поселении. Хотя мастера и старались продолжать тренировки подпольно, но многие просто не выжили в тяжелых условиях;
— Сразу после этого ещё долго сохранялся запрет на изучение и практику именно боевых разделов. То есть формальные комплесы-таолу делать можно и нужно, а вот парную, боевую работу — нельзя. Реальное оружие было замещено на игрушечные жестяные шелестелки.
— Создание спортивной гимнастики ушу и спортивного единоборства саньда под эгидой государства стало полной подменой реального применимого ушу с его множеством боевых методов и специальных тренировочных методик добило во многом уже и без того уничтоженное традиционное ушу. Как ни странно, к этому приложили руку многие именно традиционные мастера.
Эти и другие причины (главная из которых это отсутствие социального запроса на потребность в традиционном ушу) привели практически к почти полному угасанию и вымиранию реального традиционного боевого искусства Китая, которое теперь называют ушу (хотя правильнее было бы говорить чуантун угун или традиционная боевая практика), так как ушу (где 术 шу - искусство) всё же о чем-то высоком, а боевое является скорее утилитарным, для конкретных целей и задач.
Один из мастеров реального чуантун угун, великий мастер Ма Ханьцин говорил, что только 10% школ китайского ушу имеют боевую составляющую, а ведь это было в 80-90-х годах ХХ века! Сейчас уже второе десятилетие XXI века, то есть за 30 лет ушло много серьёзных мастеров, которые, к сожалению, не оставили после себя учеников. Как говорил ещё один мой учитель, господин Ди Гоюн: "Мы не достигли того, что умели наши учителя, но наши ученики не смогли достигнуть наших умений". Происходит стагнация и угасание чуантун угун (что в общем-то природно и естественно), это соответствует законам, порождённым проявлением Дао: рождение-рост-зрелость/кульминация-угасание/стагнация - смерть.
Теперь вернёмся к сути темы этой статьи: "традиционное vs спортивное". Эти две вещи невозможно ставить в один ряд, и сравнивать их глупо. Так как они имеют совершенно разные задачи, цели, а соответственно и методы подготовки. Спорт это спорт, он нужен. Кстати, ММА это тоже спорт, в котором много ограничений, и серьезный бизнес. У спорта (а профессиональный спорт - это большой шоу бизнес) своя потребность, свой социальный запрос, своя ниша, своя культура, свои методы.
Но чуантун угун ("традиционка") — это совсем другая тема, которая на данный момент уже почти почила. Чуантун угун нельзя отделить искусственно от тех людей, для которых она была частью жизни. Главным образом целью чуантун угун было выживание в достаточно сложных условиях, от охраны караванов до защиты сёл от нападений, от подготовки армии до телохранителей VIP-персон. Чуантун угун нужен был прежде всего для реальной жизни, там, где нужно калечить (с разной степенью тяжести) жизнь другого или других, чтобы уберечь свою жизнь или вверенные тебе жизни. Это главное отличие от спорта. И оно принципиальное. Поэтому чуантун угун ставку делало не на рукопашные методы, а на оружейные прежде всего. Да и безоружные методы предполагают множество "иезуитских" приёмов применения. Например, поражение/разрыв/разлом суставов (в том числе 7-го шейного), воздействия на нервные окончания и точки меридианов (дянь сюэ), перекрытие дыхательных путей от обморока до смерти, удары в глаза, горло и пах, и так далее. Методик и методов не счесть.
Теперь вопрос. Как это применять в спарринге? Ответ — никак. Таки вещи невозможно применить, ибо применение — это травма, а не применение — это игра, в которой нет смысла. Поэтому в реальных боевых школах существовали методики (а в некоторых и сегодня существуют), когда тебя плавно подводили к такому применению, а дальше это уже дело Духа, насколько в реальной ситуации ты сможешь это применить. Это очень похоже на использования ножа. Вы много видели спаррингов с боевым ножом? Нет, вы их совсем не видели. А почему же? Разве боевой нож не работает? Работает, но это или убийство или ранение. Есть пару видео на ютюбе с применением ножа, это доля секунды и труп, из этических соображений приводить не буду здесь. А вот эти прыгания с заменителем ножа (резиновым или деревянным) является подменой, фэйком и вводит человека в иллюзию и заблуждение, так как реальный бой на ножах не является спаррингом.
Вот такая же ситуация и с реальной традиционкой. Только раньше, вместо ножа, наГУНивалась, натренировывалась до совершенства рука, нога, колено, локоть, доводилось до невозможного совершенства техническое действие. Например, в багуачжан с помощью нейгун и специальных методов наработки ладонь должна иметь такой удар, "чтобы противник начал харкать кровью" (как сказал мастер Ма Чуаньсюй), а не эта возня в спарринге. Вообще сам спарринг спортивный является порождением западной культуры. Для многих это будет сейчас откровением и шоком, но это правда. Ну какой спарринг с боевым топором, саблей или копьём? Это труп через одну секунду. Вот также примерно и с кулачными системами. Сейчас это звучит непонятно, дескать, "покажи нам таких мастеров". Сейчас поговорим об этом, но прежде скажу: сегодня практически никто из занимающихся ушу не тренируется по старым методикам (так называемый "олд скул цюаньфа").
Раньше тренировали глубоко цзибеньгун (базовую работу), развивали шеньфа (методы работы с телом), уделяя много времени нейгун (внутренней работе) и вайгун (внешней физической подготовке). Была и спецподготовка, а также парная работа от наработки парных форм до отдельных форм нападений и защиты, методов парной работы в традиционке очень много. Формами таолу прежде почти не занимались, может до 15-20% от всего процесса подготовки. Причем это в любом стиле. Сейчас так никто не может и не способен тренироваться. Причины были названы уже выше. Реальность раньше была иная, человеческая жизнь стоила мало, полиции вообще не было и зарубить человека было делом банальным. Сейчас человеческая жизнь стоит дорого, есть уголовное право, есть полиция, есть запрет на холодное оружие...
Ещё один момент, сегодня даже среди практиков ушу реального прежнего традиционного ушу почти никто не видел. Нонсенс, правда? Но это так и есть. Самих мастеров осталось очень мало и скоро совсем не будет. Под мастером я имею в виду прежде всего того, кто свободно может применять именно стилевую технику (а не спортивный челнок и подобный спорт) в свободном поединке. Однако это все ещё есть. Даже в наши края иногда заезжали, можно вспомнить того же Ян Фаншена (синьи цюань семьи Чэ) и некоторых иных, которые предлагали любому проверить их в действии, будучи уже в возрасте за 50. Мне в своё время посчастливилось не только встретить, но и заниматься, и перенять у такого человека, который в манере именно своей стилевой легко расправлялся и с боксёрами, и с борцами, и с тайцами, не говоря уже про китайцев, которые всё потеряли, о чём и эта статья моя. Это был стиль дракона, семейная школа, чудом сохранившаяся у нас. Причём именно в манере стиля, когда манера проявляется не в форме, а именно в поединке. И скажу я вам, что это покруче любого фильма.
НО! Большинство людей ни разу не видели реального мастера и реального традиционного ушу. Это проблема.
Теперь вернёмся к тому злополучному спаррингу (что выше) с так называемым "мастером тайцзи". На самом деле это обычный пенсионер, который ни разу в жизни не занимался боевым искусством, а жил в своих иллюзиях и вышел в реальность. Непонятно, зачем он полез туда.
А вообще глупо сравнивать боевое и спортивное. Выше уже объяснял почему. Кроме того, сама перчатка на руке ограничивает 90% стилевых техник. Например, в том же стиле дракона почти все техники выполняются лапой дракона "лун чжао", в багуачжан действуют ладонями, хотя есть и кулаки и локти и пальцы. Кроме того, перчатка это "утяжелитель" и "амбразура". Потому если в спорте надеть даже на мастера перчатки и работать по правилами бокса, то скорее всего выиграет боксёр. Но если тот же самый боксёр столкнётся в реальной боевой ситуации с реальным практиком боевых искусств, то шансы его невелики. Хотя сегодня бокс во многом гораздо ближе к реальной практике чем ушу, которого уже почти нет.
Итак, резюмирую.
Работает ли традиционное ушу? Более чем работает, свидетельствую, ещё и как работает, но для своих целей, а не для спортивных. Есть ли сейчас реальное традиционное боевое искусство? Почти нет, причины названы. Можно ли увидеть спарринг реального мастера, например, с ММА-шником? Такое сегодня практически невозможно. Причины названы. Это и отсутствие носителей, и почти полное вымирание традиции, также разные цели и неприменимость большинства традиционных техник в спорте. Поэтому, друзья мои, хватить дискутировать на извечную тему "традиция vs спорт", идите-ка вы лучше все в спорт! Рекомендую бокс, тай и самбо. А мы пока подраконим и побагуаним, но оно вам точно не нужно, уверяю! Занимайтесь спортом и перестаньте задавать теперь мне глупые вопросы про спарринг спорта и традиционки. Я вам здесь ответил более чем.
Всем здоровья и хорошего дня.
Первоисточник: zen.yandex.ru/media/oldwushu/vladimir-amida-tra...
Теперь уже немного информации от меня лично.
читать дальше
В японском фехтовании в некотором смысле есть аналогичные проблемы. Например, есть кендо. Отличная штука, хорошо тренирующая мышцы и оттачивающая до безумия рефлексы и скорость удара. Но это спорт в классическом понимании слова: в реальном бою необходимость криков (киай), правильных проходов мимо противника и прочего стремится к нулю, более того, многие действия приводят к получению ранений. Зачем тогда это было сделано? Ряд причин приведен, например, здесь graft1864.diary.ru/p217126321.htm Вкратце — затем, что кендо предназначено для оттачивания рефлексов и боевого духа, а не фехтования. Окей, отложим кендо, обратимся к более традиционным кендзюцу и иайдзюцу. Больше ли там реализма? Безусловно, кое в чем больше, по крайней мере, в кендзюцу есть парные наработки атаки-защиты в реалистичном варианте, а в иайдзюцу/иайдо следят за углом наклона клинка к углу удара. Применимо ли это мастерство в реальном бою? Боюсь, не более, чем кендо. Желающие, к примеру, могут посмотреть любое видео с приемами иайдо и убедиться, что в угоду спортивно-современной составляющей мастер иайдзюцу уже гораздо реже тренируется в том, чтобы со скоростью света и внезапно разрубить врага пополам, ибо о какой внезапности идет речь, если в 90% случаев меч откровенно выдвинут вперед для облегчения обнажения? Я уже когда-то показывал это видео, тут очень работает хороший мастер, но почти на каждом приеме легко смоделировать боевую ситуацию, когда противник перестает вести себя как полено, замечает бьющую в глаза готовность врага ударить от ножен и попросту бьет на опережение в соответствующую точку.
Случаются и более странные вещи. Вот здесь, например, тоже довольно старая и известная школа, я приносил ее сюда пару лет назад. Начинать поединок сидя — окей, спишем на этикет, хотя тогда нодати за поясом уже не смотрится. Но после обнажения мечей и явно агрессивных действий, когда не до этикета, владелец нодати вместо разрыва дистанции и вставания на ноги разрывает дистанцию... и заваливается на задницу, хотя ему даже проще было бы встать. Причем, конечно, это не вина конкретного человека, он просто делает упражнение, как его учили, согласно весьма странным (с практической точки зрения) правилам.
Окей, может быть, кендзюцу все-таки нас выручит? Увы, но в 95% школ кендзюцу поединки отсутствуют как класс. Ученики отрабатывают движения по одиночке и парами, но опять же, согласно правилам и регламенту. Противник всегда действует известным образом. Сможет ли человек провести прием, отработанный таким образом, в бою? Сможет, даже если противник начнет вести себя несколько иначе. Все-таки упражнения предусматривают самые простые и логичные реакции, так что реальный враг, очень вероятно, действительно среагирует похожим образом. Но, тем не менее, прием получится спустя несколько десятков спаррингов. И уж спустя не один десяток тренировок начнет получаться не только по принципу "я отрабатываю прием Х, концентрируюсь только на нем и жду, когда противник будет в том положении, чтобы было удобно начать проведение приема Х". Вот, кстати, очень хорошие ребята из Катори Синто Рю, начиная со второй минуты в довольно жесткой форме отрабатывают последовательность движений. Многие отрабатывают только в куда более мягкой манере. Но даже жесткой формы, увы, совершенно недостаточно, чтобы в случайном положении случайного боя все пошло по плану.
Почему же нет хороших драк в кендзюцу, как и в других японских течениях фехтования? Проблема примерно та же, что и у китайцев. В конце XIX века — чистка самураев с переприцеливанием на вестернизацию, потом использование самурайского духа и всего прилагающегося только в патриотрически-военных целях в XX веке, потом демилитаризация со всеми вытекающими, потом — логичный шаг, максимальное "оспортивливание". И это на фоне того, что то же кендо, как я еще раньше писал, критиковали уже в самурайские времена. В современном мире (условно, скажем, в последние 50 лет) люди вдобавок не хотят получать травмы, изучая в целом не нужно в жизни искусство размахивания палками и железяками. Запаковывать в защиту? Во-первых, ни одна защита не спасает от рандомных случайностей (привет забронированному донельзя европейцу, которому неудачно скользнувший клинок прошел в локтевой сустав, несмотря на латы), во-вторых, автор статьи, которой посвящен пост, в комментариях отметил очень неприятный момент:
"Возьмите легкие перчатки без пальцев, закройте критично уязвимые места реконпластом, отслеживайте обусловленное поражение критичных зон. В чем проблема то?" - в стиле который я практикую, 90% техник даже в таких перчах применить уже не удастся, так как есть тонкая специфика в форме кисти (т.н. лапа дракона). А прицеплять защиту это порнография. И при этом у нас постоянно были спарринги. Более того, обучение велось именно в спарринге. Но и это не является боем. Это форма тренировки. Бой ничто не заменит. Тебя подводят к этим вещам, я же писал там. В реальной ситуации только дух решает (читай психол. готовность). А ТКБИ было не для мирной жизни создано и не для игры в бирюльки (спарринги), а для жизни. Им жили, а не доказывали превосходство. В буквальном смысле. Умеешь - выживешь."
То бишь защита искажает технику даже по меркам спарринга, который все-таки тоже не дотягивает до полноценного боя по очевидным причинам. В нашем случае защита тоже мешает выполнять ряд приемов. Если же вроде бы и не мешает, как в значительной части европейских фехтовальных течений — то техника все равно исказится, подстроившись под защиту. Всегда было довольно забавно наблюдать в этом плане за ХЕМАшниками: если оба партнера работают в спортивной манере, кто быстрее набьет очки, то это выглядит похоже на олимпийское фехтование, а вот если один из партнеров работает реалистично и наносит тяжелые удары, его противник уже не захочет выиграть по очкам, получив пару травматичных даже через защиту попаданий, и сразу меняет технику, начиная больше думать о защите
Мораль проста: жизнь — страдание, защитное снаряжение — фикция, а фехтовать в реалистичной манере означает всю жизнь следить за своими движениями и, конечно, время от времени огребать в спортивных спаррингах от фехтовальщиков, менее подготовленных в реальном плане, но более подготовленных в спортивном