В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
Что делает Олег в час ночи? Правильно, дописывает пост про игори, чтобы утречком его перечитать и опубликовать.
Я регулярно испытываю неудовольствие от современного (для меня это 2008-2009+ год) игропрома. Очень раздражает, что с каждым годом все больше сетевых проектов — либо ММО, либо ориентированных на мультиплеер сессионок. Очень не нравится, что большинство любимых серий давно кончились или загнулись, а ничего нового на замену в общем-то и нет. Иногда доходит до совершенного безумия: мои претензии к серии МЕ по поводу того, что там слишком много экшена нимагли как в Которе зделать, пошаговый бой, а я страдай тут!!111, идут бок о бок с претензией на излишнюю кинцовость, то бишь "у вас плохая игра, потому что там много геймплея... и да, потому, что его там мало!" впрочем, есть и обоснованные претензии, к тому же колесу, которое убивает в ноль ассоциирование себя и персонажа, но это уже другая история. В общем, в основном мне не нравится то, что игры либо делают не как раньше, либо не так, как мне бы хотелось (и это в принципе приблизительно одно и то же).
Но есть один момент, по которому современные игры дают сто очков вперед любым играм 1980-2005 гг. И это...
В далекие годы милых атмосферных игр было существенно меньше, гораздо сильнее котировались разные бешеные экшены. Примерно с начала нулевых из игр стали очень сильно лезть глубокий смысл, фЕлософия и все такое. Сейчас уже не поручусь, что там в тренде. Миленькие игры были как-то не в чести. Кроме того, для усиления уюта требуются кое-какие графические вещички, типа качественного освещения, а хорошее освещение появилось сравнительно недавно. Конечно, та же пиксельная графика способна на свой лад создать очень уютное впечатление, но, что характерно, таких моментов я вспомню не очень много (на одну из таких игр у меня предусмотрен отдельный пост
).
Начнем с игры, в которую мне покамест удалось поиграть всего пару часов, но именно она толкнула меня к поиску подобных проектов.
Каждый этап — это отдельный мир, который фактически является отражением той или иной фотографии. Вязаный котик — связующая, пардон за каламбур, нить всех фрагментов-фотографий в цельную историю. Он выходит на крыльцо дома и отправляется в путешествие.
Что в этой игре хорошо — зашкаливающее количество домашнего тепла и уюта. Ощущение многократно усиливается тем, что персонаж это крошечное существо, за которое переживаешь. Ты маленький, все вокруг огромное, загадочное и опасное, но при этом — очень интересное.
Суть игрового процесса проста. Вам нужно решать разнообразные головоломки, чтобы пробраться дальше. При этом с одной стороны, тянущаяся за котиком разматывающаяся нить — его тормоз. Она в буквальном смысле выматывает вас, и как только она кончится, катастрофически похудевший гг откажется идти дальше. Чтобы этого не произошло, надо искать оптимальный путь, чтобы как можно меньше тратить нитку, и не пропускать своеобразные чекпойнты — мотки ниток, от которых можно подзарядиться (вы просто обматываете дополнительный запас пряжи вокруг себя). С другой — это возможность преодолеть препятствия. Например, на нитке можно раскачиваться, чтобы перепрыгнуть через пропасть, можно на ней подтянуться, провалившись куда-нибудь вниз, а можно, привязав нитку в нужных местах, можно делать из нее мостик (или запустить себя вверх и в сторону, как из рогатки).
Кроме нитки, можно использовать и окружающие предметы: к примеру, подкатить и бросить в лужу одно за другим несколько яблок. Они всплывут и позволят перейти опасное место.
Иногда приходится совмещать оба метода. Эта игра двумерна в максимально возможном смысле: по натянутой нитке-мостику можно протащить что-нибудь, не опасаясь уронить это что-нибудь вбок. Усложняются и стандартные головоломки. Чем дальше, чем чаще будут встречаться ситуации, где для достижения цели нужно привязать нитку не к одной-двум точкам, а к нескольким, в сложной последовательности. Также можно с помощью нитки крепить не только персонажа, но и что-то еще — чтобы опустить вниз или наоборот, поднять как на блоке.
Каждый уровень приводит к нахождению очередного "фрагмента памяти". Правда, все эти воспоминания слишком дистанцируются от происходящего. Иными словами, весь как бы основной сюжет стоит где-то на заднем плане, занавешенный тряпочкой, пока игрок погружается в полный опасностей мир кота-из-пряжи.
Как говорят (сам-то я еще не доиграл), в дальнейшем будут происходить действительно опасные события: придется убегать от хомячка, брести через метель, рискуя оторваться от земли и улететь, спасаться от когтей вороны... но, как опять же говорят, это одиночные случаи. В целом игра кончится так же, как началась, довольно однотипными головоломками. Плохо это или хорошо, каждый решает сам. Мне лично это нравится, поскольку позволяет наслаждаться этой самой атмосферой, уютом и милотой. Кому-то, как я понимаю, монотонные действия не очень по душе и ему хотелось бы загадок посложнее. Suum cuique.
В заключение стоит показать трейлер, где прекрасно показаны особенности геймплея. Скриншоты этого, конечно, не передают.
Следующая игра отпочковалась, так сказать, от этой. Увидел я их почти одновременно, но эту недавно прошел до конца. Стоило того. В общем-то, в основном ради этой игры и писался пост.
На первый взгляд, игра довольно незамысловата. Вы бегаете в разнообразных локациях, попутно решая простейшие головоломки. Воистину простейшие, рядом с ними задачи из предыдущей Unravel это профессорский уровень.
Также по уровням бродят, летают и плавают враги. Прикоснетесь к ним — перейдете на экран боя. Бой сделан в лучших традициях JRPG. Есть линейка активности, по которой движутся иконки персонажей. Иконка доходит до "активной" зоны — выбираете действие. Мощная магия готовится долго, и вы будете долго ползти по активной зоне до упора, чтобы персонаж выполнил действие. Что-нибудь простое не требует и секунды. Время прохождения активной зоны играет значительную роль: если вас ударят в этот момент, действие прервется и вас отбросит на половину линейки назад. В свою очередь, вы тоже можете отбрасывать противников. В наличии атакующие и защитные заклинания, простые удары, не требующие маны, возможность выпить зелье или сменить напарника. Есть и пассивные спецнавыки, типа уклонения или контратаки, которые срабатывают автоматически. На вашей стороне обычно два персонажа, количество противников колеблется от одного до трех.
Короче, игра простая как топор. У нее, между прочим, и пометочка соответствующая, для возраста 6+. В общем, что тут может быть интересного? Дьявол кроется в деталях. Например, в вашем напарнике.
У вас есть соратник, которого вы обретете в первые минуты игры — волшебный огонек Игникулюс. Момент знакомства с ним незабываем.
Сразу же можно отметить еще три положительных момента: 1) Текст окрашивается разным цветом в зависимости от того, кто произносит реплику, и вдобавок очень здорово с точки зрения дизайна размещается на экране, если начало фразы говорит один, а продолжает другой; 2) Все беседы ведутся исключительно в отлично переведенных стихах; 3) Разговоры бывают двух видов, во всплывающих комиксовых облачках во время игры и в сюжетные моменты, на скриншоте как раз сюжетный момент. Во втором случае персонажи анимированы интересным способом, как будто их вырезали из кусочков цветной бумаги и передвигают по частям. И стихотворные тексты, и эта рисованная анимация очень способствуют погружению в сказочный мир.
Все же вернемся к Игникулюсу. Он очень нужныйв хозяйстве в игровом процессе товарищ. Во-первых, он летает везде, невзирая на препятствия, и способен открывать замурованные в стену сундуки или нажимать на кнопки за стеной. Во-вторых, он работает для вас в прямом смысле путеводной звездой. Вот на этом скриншоте все очень темно, Аврора только угадывается по смутному силуэту слева внизу.
А вот здесь наш светлячок подлетел поближе. Так можно и врагов в темном коридоре заметить, и путь осветить. Есть у Игникулюса и усиленный режим, с зажатой кнопкой — тогда он смешно пыжится и увеличивает радиус освещения вдвое.
В-третьих, усиленный режим свечения Игникулюса дает еще кое-что: если он это делает близко от Авроры, то лечит ее, а если близко от врага — заставляет порождение тьмы съеживаться и закрывать глаза. Таким образом вы сможете напасть первым и получите преимущество в ходе. Кстати, боящиеся света противники это отдельный жирный плюс сказочности, и выглядит, и работает прекрасно. В-четвертых, светлячок не зевает и в боевом режиме: аналогично, он либо лечит ваших перонажей, либо замедляет врага, около которого светится. Отличная дополнительная тактическая возможность.
Помимо бессменного атмосферного напарника, игра поражает своим визуальным стилем — смесь акварельных картин и иллюстраций к детским книгам. Вкупе с саундтреком эффект поразительный. Кстати, дальнейший текст можно читать под основную тему. Большинство других треков это ее вариации.
Останавливался и любовался на каждом шагу. Жаль, что скриншоты передают ощущение сказки недостаточно сильно. Ветви и листва колышутся под ветром, вдалеке проходят темные тени великанов, вокруг летают какие-то странные существа. Придется побывать и в ледяных подземельях, и в жутких горных пещерах, и в древних развалинах, и в болотах. Случаются и более социализированные места — например, деревушка забавных гномиков, у которых на шапках фонари, как у рыбы-удильщика, или городок мышей-торговцев.
Обратите внимание на игру теней. В динамике выглядит потрясающе, особенно на уровнях, где есть клубящийся туман, водопады и прочее.
Кстати, о деревнях с гномами и городах с мышами. Помимо Игникулюса, который с вами везде и всюду, вы можете набрать с собой еще целую команду товарищей. Они понадобятся в бою — там участвует два персонажа, причем необязательно один из них будет Авророй, ее можно и заменить на кого-нибудь. В партии будет и юный маг-гномик (который тем не менее выглядит минимум на сто лет), и мышь-купец, и цирковая акробатка, которая постоянно путает похожие по звучанию слова, и сброшенный злобной королевой с башни голем (которого еще придется собирать по кусочкам по всему уровню), и девочка из расы рыболюдей, и еще много кто. У каждого своя специализация: кто-то хорош в ближнем бою, кто-то отлично атакует магией, а кто-то способен ускорять и защищать союзников.
Ваши товарищи по партии временами треплются между собой о разной ерунде. И, конечно же, тоже в стихотворной форме. Темы для разговоров у них случаются и банальные (вопросы от голема, каково это - быть живым), и нестандартные (гномик-маг спрашивает, почему его все называют гномом и кто это вообще).
И, если уж мы говорим про союзников и бой, посмотрим на систему прокачки. Она проста как две копейки: у каждого персонажа обычно по три ветки, посвященные чему-то своему. Помимо активных умений, там встречается и множество пассивных типа "+5 к мане". Убиваете врагов — получаете опыт, получаете опыт — растете в уровнях, растете в уровнях — получаете плюс к характеристикам и возможность вложить очередное очко в очередное умение. Никаких особенных развилок, никаких тонкостей.
Что еще можно добавить? Пожалуй, отмечу, что игра полна мелкими детальками, которые очень забавно смотрятся. Про щурящихся от света Игникулюса врагов я уже говорил. Во время боя персонажи красиво реагируют на удары: например, Аврора не просто шатается от удара, а роняет с головы великоватую ей корону и подбирает обратно. Кстати, она очень здорово и по-детски машет мечом, с трудом отрывая его от земли двумя руками. И здесь сразу же вспоминаю еще два момента.
Во-первых, вы довольно быстро научитесь летать, что сразу упростит жизнь — никаких классических перепрыгиваний через пропасти и прочего, все очень легко. Однако геймдизайнеры не поленились вытянуть уровни вверх, чтобы увеличить "диапазон действий" игрока, и добавили множество уловок для того, чтобы вам мешать: сдувающие ветры, сбивающие вниз водопады.
Во-вторых, ближе к концу игры вы пройдете превращение — из маленькой девочки станете подростком. Очень удачный момент, и сразу видна разница между Авророй в начале и в конце пути. Более-менее похожее взросление я видел в играх только раз, в Lion King 1994го, где разница между маленьким Симбой и молодым львом была очень заметной. Тут с технической точки зрения ничего не меняется, зато будут скорректированы анимации. Дополнительный штрих к атмосферности.
Можно ли сказать, что это игра без недостатков? Не совсем. Головоломки простые и бои несложные, а качаться все-таки надо, иначе на боссах придется туго. Но не сказал бы, что это надо делать специально — просто руби всех по пути из точку А в точку Б, этого достаточно. Если добавить, что проиграть битву надо постараться, то станет ясно, что это совершенно не отвлекает от игрового процесса. А смельчаки, не боящиеся боссов, в конце концов, могут всех встречных слепить Игникулюсом и таким образом свести боевую часть к минимуму. Опять же, как раз несложность головоломок и боев тоже может быть для кого-то минусом. Однако по мне тут все в самый раз, чтобы было уютно и сказочно и не приходилось напряженно качаться или с ювелирной точностью прыгать по уступам над пропастью.
Короче говоря, эта игра стала для меня тем же, чем был (и остается) Нокс двадцать лет назад. Концентрированная сказка и атмосфера, ахЪ.
В финале - трейлер, содержащий вступительный ролик и кусочек геймплея.
А вот в эту игру я тоже поиграл пока от силы пару часов. Говорят, в нее с середины довольно сложно играть в одиночку, в отличие от той же Child of Light, где Игникулюс отлично управляется мышкой. Будем пробовать.
Что хорошего в этой игре?
Во-первых, атмосфера заснеженных бескрайних просторов. Графика очень удачная: вроде бы и нет тысячи полигонов на каждый квадратный миллиметр, а поди ж ты, шерсть песца и воротников видны до последней волосинки, и снег смоделирован крайне удачно. Время от времени в лицо летит порыв ветра со снегом — если не пригнуться, снесет назад, и хорошо если просто назад, а не в пропасть, которую ты только что перепрыгнул. Помогает в создании атмосферности и верный соратник-песец, который задорно носится вокруг и точно так же сносится ветром (если не успеет очень забавно прижаться к земле).
Казалось бы, вряд ли проект будет поражать визуальным рядом, ведь подобный сюжет подразумевает однообразные снежные пейзажи. Но нет, это ошибка. Будут и стандартные заснеженные равнины и ледяные пещеры (кстати, "стандартные" не значит "плохие"), встречаются и типично сказочные места: к примеру, тоннели внутри кита-гиганта и лес с живыми деревьями.
Во-вторых, эта игра самый настоящий сундук фольклорных сокровищ. Все разговоры ведутся на инупике, языке племени инупиатов, коренных жителей Аляски. Это создает потрясающее впечатление. Во время прохождения игры открываются ролики, где инупиаты рассказывают про жизнь своего племени. Никаких выдуманных фактов, все как есть. Так, например, выяснится, что историю, которую нам показывают в игре, эскимосские бабушки рассказывали своим внукам на протяжении столетий, а жуткий злодей, гоняющийся за девочкой всю игру, так называемый "Человекоубийца". Это персонаж фольклора, который является олицетворением самого страшного, что может грозить общине на далеком севере — междоусобиц и ссор. К слову, о фольклорных фактах: на скриншоте своеобразное северное сияние, такое, как его видят инупиаты. По их верованиям, это души умерших детей.
Разработчики, судя по всему, не зря сотрудничали с настоящими северянами. Короткие ролики-документалки это далеко не все, что есть в игре. К примеру, игрока сопровождает голос автора-рассказчика. Он настолько невероятный, такой атмосферный, старческий и хриплый, что начинаешь верить — озвучкой занимался самый настоящий шаман, сидящий в чуме.
А вот еще один пример атмосферности: сюжетные видеоролики обычно подаются стилизованными картинками, которые для европейского зрителя выглядят не менее самобытно, чем всякие там японские гравюры.
А теперь немного об игровом процессе. Он довольно традиционный: бегаем, прыгаем. Нана умеет перетаскивать ящики и кидать болу, особое метательное орудие северных народов. Песец же, как я и говорил выше, умеет призывать духов природы. В основном это призывание сводится к тому, что они материализуются и используются как подставки для прыжков или как мостики. Вроде бы небогатый набор действий, но интерес не теряется. Кстати, как и многое в этой игре, духи на редкость странно и крипотно выглядят.
Есть ли у этой игры минусы? Я слишком мало играл, чтобы сказать точно. Многие — и судя по всему, небеспочвенно — жалуются на неотзывчивое управление и плохой ИИ. Одновременно управлять Наной и песцом нельзя, от их слаженных действий многое зависит, так что любые недочеты в работе ИИ могут изрядно потрепать нервы. Впрочем, если учесть, что продолжительность у игры максимум часов пять, то можно и потерпеть. В конце концов, не так уж часто встречаются подобные вещи, чтобы ими было можно пренебречь.
В заключение, как водится, трейлер.
В качестве бонуса поделюсь одной игрой пятнадцатилетней давности, тоже очень милой, уютной и сказочной. Вне всякого сомнения, ей далеко до этих трех титанов, но тем не менее.
Все было бы очень просто, если бы вам не мешали. По уровню летают и ползают различные насекомые. Некоторые просто летают и способны разве что послужить вам снарядом для плевания. Другие охотятся за личинками и выносят их за край экрана, а это означает, что они для вас навсегда потеряны. Если учесть, что количество личинок на уровне фиксировано жестко, а скормить их Ленивцу нужно определенное количество, зевать нельзя — утащат на одну личинку больше, и уровень можно считать проигранным. Чтобы не допускать этого, насекомых-похитителей надо сбивать, используя в качестве зарядов для стрельбы валяющиеся на земле орехи или захваченных языком мух — тогда личинка вывалится из лап злодея. Все осложняется еще и тем, что пока у вас во рту личинка, лепешка или какая-нибудь там муха — присасываться языком вы ни к чему не можете, только прыгать.
Со временем уровни усложняются. Появляются насекомые-воры разных видов. Некоторые медленно летают, пока не оказываются поблизости от личинки, чтобы ВНЕЗАПНО схватить ее и со сверхсветовой скоростью удрать за пределы видимости. Некоторые используют нестандартную тактику, например, пауки спускаются сверху на паутинках целыми отрядами и хватают по несколько личинок разом. Некоторые ядовиты, и поэтому их надо либо сбивать, либо вырывать у них личинок языком с большой осторожностью — обычно вам неважно, отберете вы личинку или захватите похитителя, в любом случае вы в выигрыше. Однако стоит проглотить ядовитую муху, и Вик умирает — начинайте уровень заново. Стоит учитывать, что пока он болтается на языке и пытается куда-нибудь допрыгнуть, к языку тоже прилипают мухи, а значит, вы можете нечаянно заглотить мимокрокодилящую отравленную тварь. Позже появятся летающие стаями ядовитые стрекозы, чья цель не воровать личинок, а мешать вам прыгать с помощью языка. Встречаются и более опасные насекомые — мухи, которые готовы вас ужалить, или скорпионы, которые ползают по определенной платформе и нападают, если вы рядом. Никакой полоски здоровья у вас нет, одно попадание и минус одна жизнь, а их довольно мало. К счастью, для борьбы с врагами существуют способы получше стрельбы орехами или мухами. Можно присосаться языком к какой-нибудь поверхности, ожидая, пока на него налипнет побольше мух, и выстрелить сразу залпом, а можно проглотить светящегося красным жука, который при выплевывании взрывается как бомба.
Существуют еще три вида бонусов, которые случайным образом появляются (или не появляются) на уровне. Один из них — защитная сфера вокруг Вика, которая уничтожает всех насекомых, которые ее коснутся (может быть полезно при сражениях с опасными тварями), второй — замедление времени, которое позволяет идеально рассчитывать движения и, как следствие, при фактически прежней скорости Вика (он тоже начинает прыгать в замедленном режиме) вы успеваете сделать много больше, третий — полная остановка времени, что очень полезно, когда Ленивец уже почти доплелся до края экрана, а личинки собраны еще не все. Особенно это важно на сложных уровнях, заполненных движущимися платформами, которые нужно ловить, или с пропастями, куда можно провалиться.
Появление бонусов решается рандомом. Иногда можно раз за разом биться над сложным уровнем, который не успеваешь пройти, и на пятый раз тебе подкинут замедление времени, которое даст необходимые несколько секунд. Но для такой тактики нужны дополнительные жизни, чтобы было что проигрывать. Как их добывать?
Вся игра разделена на этапы. В каждом этапе обычно пять уровней, от легкого к сложному. Последний зачастую представляет собой очень серьезное испытание, зато первый — по сути всегда уровень-бонус. Враги отсутствуют, нужно собрать всего трех личинок. Но не надо торопиться скармливать их Ленивцу — можно воспользоваться ситуацией и пособирать монетки. Сто монеток это одна жизнь. Серебряная идет за две, а золота — за три монетки. На обычных уровнях, конечно, их тоже можно собирать, но там на это отвлекаться некогда, и они собираются случайно, пока вы прыгаете туда-сюда. На первом же уровне можно легко собрать около 150 монет, что даст вам серьезную подмогу в будущем: регулярно помирать вы начнете только к середине игры, а к этому моменту на одних "первых" уровнях можно заработать 6-7 жизней.
Итак, что же в этой игре хорошо? Ведь это по сути стандартный платформер.
Во-первых, не такой уж стандартный. Суть в управлении: Вик не только прыгает и цепляется языком, но и способен на дополнительные действия — на языке можно раскачаться по дуге и прыгнуть высоко вверх, можно медленно втянуть его, чтобы добраться до приза над головой, наконец, придется наловчиться в прыжке схватить личинку или муху и тут же выплюнуть ее, ведь в конце прыжка надо снова зацепиться за что-то языком, а значит, нельзя держать ничего во рту.
Во-вторых, здесь, опять же, хорошая атмосфера. Прыгать по веткам и гигантским грибам среди светящихся в ночи насекомых с красивым бэкграундом — это круто. Добавляет радости звуковой ряд. Музыка довольно тихая и существует где-то там, на фоне, звуки подобраны идеально. Трейлера, к сожалению, нет, но есть неплохое геймплейное видео из середины игры. По нему можно оценить и игровой процесс, и звуки, и графику.
P.S. А еще мне под влиянием этого поста посоветовали игру "Ori and the Blind Forest". Ее тоже посмотрю, может быть, потом добавлю сюда.
Я регулярно испытываю неудовольствие от современного (для меня это 2008-2009+ год) игропрома. Очень раздражает, что с каждым годом все больше сетевых проектов — либо ММО, либо ориентированных на мультиплеер сессионок. Очень не нравится, что большинство любимых серий давно кончились или загнулись, а ничего нового на замену в общем-то и нет. Иногда доходит до совершенного безумия: мои претензии к серии МЕ по поводу того, что там слишком много экшена нимагли как в Которе зделать, пошаговый бой, а я страдай тут!!111, идут бок о бок с претензией на излишнюю кинцовость, то бишь "у вас плохая игра, потому что там много геймплея... и да, потому, что его там мало!" впрочем, есть и обоснованные претензии, к тому же колесу, которое убивает в ноль ассоциирование себя и персонажа, но это уже другая история. В общем, в основном мне не нравится то, что игры либо делают не как раньше, либо не так, как мне бы хотелось (и это в принципе приблизительно одно и то же).
Но есть один момент, по которому современные игры дают сто очков вперед любым играм 1980-2005 гг. И это...
МИЛЫЕ И УЮТНЫЕ ИГРЫ
В далекие годы милых атмосферных игр было существенно меньше, гораздо сильнее котировались разные бешеные экшены. Примерно с начала нулевых из игр стали очень сильно лезть глубокий смысл, фЕлософия и все такое. Сейчас уже не поручусь, что там в тренде. Миленькие игры были как-то не в чести. Кроме того, для усиления уюта требуются кое-какие графические вещички, типа качественного освещения, а хорошее освещение появилось сравнительно недавно. Конечно, та же пиксельная графика способна на свой лад создать очень уютное впечатление, но, что характерно, таких моментов я вспомню не очень много (на одну из таких игр у меня предусмотрен отдельный пост

Начнем с игры, в которую мне покамест удалось поиграть всего пару часов, но именно она толкнула меня к поиску подобных проектов.
UNRAVEL (2015)
читать дальше
Завязка у игры весьма простая: нам показывают дом с бабушкой, которая разглядывает старые фотографии. В процессе из корзины с вязанием вываливается вязаный человечек (котик?), который отправляется в путешествие, попутно собирая "отпечатки" событий, которые произошли с самой бабушкой и ее родственниками в прошлом. Каждый этап — это отдельный мир, который фактически является отражением той или иной фотографии. Вязаный котик — связующая, пардон за каламбур, нить всех фрагментов-фотографий в цельную историю. Он выходит на крыльцо дома и отправляется в путешествие.
Что в этой игре хорошо — зашкаливающее количество домашнего тепла и уюта. Ощущение многократно усиливается тем, что персонаж это крошечное существо, за которое переживаешь. Ты маленький, все вокруг огромное, загадочное и опасное, но при этом — очень интересное.
Суть игрового процесса проста. Вам нужно решать разнообразные головоломки, чтобы пробраться дальше. При этом с одной стороны, тянущаяся за котиком разматывающаяся нить — его тормоз. Она в буквальном смысле выматывает вас, и как только она кончится, катастрофически похудевший гг откажется идти дальше. Чтобы этого не произошло, надо искать оптимальный путь, чтобы как можно меньше тратить нитку, и не пропускать своеобразные чекпойнты — мотки ниток, от которых можно подзарядиться (вы просто обматываете дополнительный запас пряжи вокруг себя). С другой — это возможность преодолеть препятствия. Например, на нитке можно раскачиваться, чтобы перепрыгнуть через пропасть, можно на ней подтянуться, провалившись куда-нибудь вниз, а можно, привязав нитку в нужных местах, можно делать из нее мостик (или запустить себя вверх и в сторону, как из рогатки).
Кроме нитки, можно использовать и окружающие предметы: к примеру, подкатить и бросить в лужу одно за другим несколько яблок. Они всплывут и позволят перейти опасное место.
Иногда приходится совмещать оба метода. Эта игра двумерна в максимально возможном смысле: по натянутой нитке-мостику можно протащить что-нибудь, не опасаясь уронить это что-нибудь вбок. Усложняются и стандартные головоломки. Чем дальше, чем чаще будут встречаться ситуации, где для достижения цели нужно привязать нитку не к одной-двум точкам, а к нескольким, в сложной последовательности. Также можно с помощью нитки крепить не только персонажа, но и что-то еще — чтобы опустить вниз или наоборот, поднять как на блоке.
Каждый уровень приводит к нахождению очередного "фрагмента памяти". Правда, все эти воспоминания слишком дистанцируются от происходящего. Иными словами, весь как бы основной сюжет стоит где-то на заднем плане, занавешенный тряпочкой, пока игрок погружается в полный опасностей мир кота-из-пряжи.
Как говорят (сам-то я еще не доиграл), в дальнейшем будут происходить действительно опасные события: придется убегать от хомячка, брести через метель, рискуя оторваться от земли и улететь, спасаться от когтей вороны... но, как опять же говорят, это одиночные случаи. В целом игра кончится так же, как началась, довольно однотипными головоломками. Плохо это или хорошо, каждый решает сам. Мне лично это нравится, поскольку позволяет наслаждаться этой самой атмосферой, уютом и милотой. Кому-то, как я понимаю, монотонные действия не очень по душе и ему хотелось бы загадок посложнее. Suum cuique.
В заключение стоит показать трейлер, где прекрасно показаны особенности геймплея. Скриншоты этого, конечно, не передают.
Следующая игра отпочковалась, так сказать, от этой. Увидел я их почти одновременно, но эту недавно прошел до конца. Стоило того. В общем-то, в основном ради этой игры и писался пост.
CHILD OF LIGHT (2014)
читать дальше
С первых же кадров очевидно, что эта игра предлагает нам по сути самую настоящую сказку: далекое королевство, мачеха, принцесса, все как полагается. Правда, эта сказка покоится на относительно реальном фундаменте. Конец XIX века, Австрия, герцог, оставшийся с маленькой дочерью на руках после смерти жены, женился спустя несколько лет на другой женщине. И вот как-то раз его дочь Аврора заснула... и проснулась не дома, а в сказочном королевстве Лемурия. Как вы быстро узнаете, дома отец занемог, узнав об исчезновении дочери, и уже одной ногой в могиле. Авроре нужно как можно быстрее вернуться в свой мир. Но выясняется, что все не так просто, так как в Лемурии свои беды: темная королева Умбра похитила солнце, луну и звезды, и пока они не вернутся, Аврора не сможет попасть домой. Позволю себе небольшой спойлер, который в целом очевиден: Умбра и мачеха Авроры это одно и то же лицо; таким хитрым образом она рассчитывает убить двух зайцев — довести до смерти герцога и навсегда запереть в Лемурии его дочь, таким образом получив корону в свои руки.На первый взгляд, игра довольно незамысловата. Вы бегаете в разнообразных локациях, попутно решая простейшие головоломки. Воистину простейшие, рядом с ними задачи из предыдущей Unravel это профессорский уровень.
Также по уровням бродят, летают и плавают враги. Прикоснетесь к ним — перейдете на экран боя. Бой сделан в лучших традициях JRPG. Есть линейка активности, по которой движутся иконки персонажей. Иконка доходит до "активной" зоны — выбираете действие. Мощная магия готовится долго, и вы будете долго ползти по активной зоне до упора, чтобы персонаж выполнил действие. Что-нибудь простое не требует и секунды. Время прохождения активной зоны играет значительную роль: если вас ударят в этот момент, действие прервется и вас отбросит на половину линейки назад. В свою очередь, вы тоже можете отбрасывать противников. В наличии атакующие и защитные заклинания, простые удары, не требующие маны, возможность выпить зелье или сменить напарника. Есть и пассивные спецнавыки, типа уклонения или контратаки, которые срабатывают автоматически. На вашей стороне обычно два персонажа, количество противников колеблется от одного до трех.
Короче, игра простая как топор. У нее, между прочим, и пометочка соответствующая, для возраста 6+. В общем, что тут может быть интересного? Дьявол кроется в деталях. Например, в вашем напарнике.
У вас есть соратник, которого вы обретете в первые минуты игры — волшебный огонек Игникулюс. Момент знакомства с ним незабываем.
Сразу же можно отметить еще три положительных момента: 1) Текст окрашивается разным цветом в зависимости от того, кто произносит реплику, и вдобавок очень здорово с точки зрения дизайна размещается на экране, если начало фразы говорит один, а продолжает другой; 2) Все беседы ведутся исключительно в отлично переведенных стихах; 3) Разговоры бывают двух видов, во всплывающих комиксовых облачках во время игры и в сюжетные моменты, на скриншоте как раз сюжетный момент. Во втором случае персонажи анимированы интересным способом, как будто их вырезали из кусочков цветной бумаги и передвигают по частям. И стихотворные тексты, и эта рисованная анимация очень способствуют погружению в сказочный мир.
Все же вернемся к Игникулюсу. Он очень нужный
А вот здесь наш светлячок подлетел поближе. Так можно и врагов в темном коридоре заметить, и путь осветить. Есть у Игникулюса и усиленный режим, с зажатой кнопкой — тогда он смешно пыжится и увеличивает радиус освещения вдвое.
В-третьих, усиленный режим свечения Игникулюса дает еще кое-что: если он это делает близко от Авроры, то лечит ее, а если близко от врага — заставляет порождение тьмы съеживаться и закрывать глаза. Таким образом вы сможете напасть первым и получите преимущество в ходе. Кстати, боящиеся света противники это отдельный жирный плюс сказочности, и выглядит, и работает прекрасно. В-четвертых, светлячок не зевает и в боевом режиме: аналогично, он либо лечит ваших перонажей, либо замедляет врага, около которого светится. Отличная дополнительная тактическая возможность.
Помимо бессменного атмосферного напарника, игра поражает своим визуальным стилем — смесь акварельных картин и иллюстраций к детским книгам. Вкупе с саундтреком эффект поразительный. Кстати, дальнейший текст можно читать под основную тему. Большинство других треков это ее вариации.
Останавливался и любовался на каждом шагу. Жаль, что скриншоты передают ощущение сказки недостаточно сильно. Ветви и листва колышутся под ветром, вдалеке проходят темные тени великанов, вокруг летают какие-то странные существа. Придется побывать и в ледяных подземельях, и в жутких горных пещерах, и в древних развалинах, и в болотах. Случаются и более социализированные места — например, деревушка забавных гномиков, у которых на шапках фонари, как у рыбы-удильщика, или городок мышей-торговцев.
Обратите внимание на игру теней. В динамике выглядит потрясающе, особенно на уровнях, где есть клубящийся туман, водопады и прочее.
Кстати, о деревнях с гномами и городах с мышами. Помимо Игникулюса, который с вами везде и всюду, вы можете набрать с собой еще целую команду товарищей. Они понадобятся в бою — там участвует два персонажа, причем необязательно один из них будет Авророй, ее можно и заменить на кого-нибудь. В партии будет и юный маг-гномик (который тем не менее выглядит минимум на сто лет), и мышь-купец, и цирковая акробатка, которая постоянно путает похожие по звучанию слова, и сброшенный злобной королевой с башни голем (которого еще придется собирать по кусочкам по всему уровню), и девочка из расы рыболюдей, и еще много кто. У каждого своя специализация: кто-то хорош в ближнем бою, кто-то отлично атакует магией, а кто-то способен ускорять и защищать союзников.
Ваши товарищи по партии временами треплются между собой о разной ерунде. И, конечно же, тоже в стихотворной форме. Темы для разговоров у них случаются и банальные (вопросы от голема, каково это - быть живым), и нестандартные (гномик-маг спрашивает, почему его все называют гномом и кто это вообще).
И, если уж мы говорим про союзников и бой, посмотрим на систему прокачки. Она проста как две копейки: у каждого персонажа обычно по три ветки, посвященные чему-то своему. Помимо активных умений, там встречается и множество пассивных типа "+5 к мане". Убиваете врагов — получаете опыт, получаете опыт — растете в уровнях, растете в уровнях — получаете плюс к характеристикам и возможность вложить очередное очко в очередное умение. Никаких особенных развилок, никаких тонкостей.
Что еще можно добавить? Пожалуй, отмечу, что игра полна мелкими детальками, которые очень забавно смотрятся. Про щурящихся от света Игникулюса врагов я уже говорил. Во время боя персонажи красиво реагируют на удары: например, Аврора не просто шатается от удара, а роняет с головы великоватую ей корону и подбирает обратно. Кстати, она очень здорово и по-детски машет мечом, с трудом отрывая его от земли двумя руками. И здесь сразу же вспоминаю еще два момента.
Во-первых, вы довольно быстро научитесь летать, что сразу упростит жизнь — никаких классических перепрыгиваний через пропасти и прочего, все очень легко. Однако геймдизайнеры не поленились вытянуть уровни вверх, чтобы увеличить "диапазон действий" игрока, и добавили множество уловок для того, чтобы вам мешать: сдувающие ветры, сбивающие вниз водопады.
Во-вторых, ближе к концу игры вы пройдете превращение — из маленькой девочки станете подростком. Очень удачный момент, и сразу видна разница между Авророй в начале и в конце пути. Более-менее похожее взросление я видел в играх только раз, в Lion King 1994го, где разница между маленьким Симбой и молодым львом была очень заметной. Тут с технической точки зрения ничего не меняется, зато будут скорректированы анимации. Дополнительный штрих к атмосферности.
Можно ли сказать, что это игра без недостатков? Не совсем. Головоломки простые и бои несложные, а качаться все-таки надо, иначе на боссах придется туго. Но не сказал бы, что это надо делать специально — просто руби всех по пути из точку А в точку Б, этого достаточно. Если добавить, что проиграть битву надо постараться, то станет ясно, что это совершенно не отвлекает от игрового процесса. А смельчаки, не боящиеся боссов, в конце концов, могут всех встречных слепить Игникулюсом и таким образом свести боевую часть к минимуму. Опять же, как раз несложность головоломок и боев тоже может быть для кого-то минусом. Однако по мне тут все в самый раз, чтобы было уютно и сказочно и не приходилось напряженно качаться или с ювелирной точностью прыгать по уступам над пропастью.
Короче говоря, эта игра стала для меня тем же, чем был (и остается) Нокс двадцать лет назад. Концентрированная сказка и атмосфера, ахЪ.
В финале - трейлер, содержащий вступительный ролик и кусочек геймплея.
А вот в эту игру я тоже поиграл пока от силы пару часов. Говорят, в нее с середины довольно сложно играть в одиночку, в отличие от той же Child of Light, где Игникулюс отлично управляется мышкой. Будем пробовать.
NEVER ALONE (2014)
читать дальше
Далекий север. Одно из многих племен, которые в наших жарких краях привыкли называть общим словом "эскимосы". И девочка Нана, главная героиня. Как-то раз пришло в их селение несчастье: поднялась бесконечная снежная буря, которая не позволяла рыбакам выйти в море, а охотникам — найти добычу. И вот Нана отправилась навстречу вьюге, чтобы узнать, в чем же причина такой затяжной непогоды. За ней бежит ее друг-песец, который обладает способностью призывать духов природы. Похожих сюжетов в сказках у северных народов много. Можно вспомнить хотя бы широко известную в СССР сказку "Старик и его дочери", которые отправились в такую же лютую пургу искать хозяина ветров Котуру, чтобы упросить его остановить бурю.Что хорошего в этой игре?
Во-первых, атмосфера заснеженных бескрайних просторов. Графика очень удачная: вроде бы и нет тысячи полигонов на каждый квадратный миллиметр, а поди ж ты, шерсть песца и воротников видны до последней волосинки, и снег смоделирован крайне удачно. Время от времени в лицо летит порыв ветра со снегом — если не пригнуться, снесет назад, и хорошо если просто назад, а не в пропасть, которую ты только что перепрыгнул. Помогает в создании атмосферности и верный соратник-песец, который задорно носится вокруг и точно так же сносится ветром (если не успеет очень забавно прижаться к земле).
Казалось бы, вряд ли проект будет поражать визуальным рядом, ведь подобный сюжет подразумевает однообразные снежные пейзажи. Но нет, это ошибка. Будут и стандартные заснеженные равнины и ледяные пещеры (кстати, "стандартные" не значит "плохие"), встречаются и типично сказочные места: к примеру, тоннели внутри кита-гиганта и лес с живыми деревьями.
Во-вторых, эта игра самый настоящий сундук фольклорных сокровищ. Все разговоры ведутся на инупике, языке племени инупиатов, коренных жителей Аляски. Это создает потрясающее впечатление. Во время прохождения игры открываются ролики, где инупиаты рассказывают про жизнь своего племени. Никаких выдуманных фактов, все как есть. Так, например, выяснится, что историю, которую нам показывают в игре, эскимосские бабушки рассказывали своим внукам на протяжении столетий, а жуткий злодей, гоняющийся за девочкой всю игру, так называемый "Человекоубийца". Это персонаж фольклора, который является олицетворением самого страшного, что может грозить общине на далеком севере — междоусобиц и ссор. К слову, о фольклорных фактах: на скриншоте своеобразное северное сияние, такое, как его видят инупиаты. По их верованиям, это души умерших детей.
Разработчики, судя по всему, не зря сотрудничали с настоящими северянами. Короткие ролики-документалки это далеко не все, что есть в игре. К примеру, игрока сопровождает голос автора-рассказчика. Он настолько невероятный, такой атмосферный, старческий и хриплый, что начинаешь верить — озвучкой занимался самый настоящий шаман, сидящий в чуме.
А вот еще один пример атмосферности: сюжетные видеоролики обычно подаются стилизованными картинками, которые для европейского зрителя выглядят не менее самобытно, чем всякие там японские гравюры.
А теперь немного об игровом процессе. Он довольно традиционный: бегаем, прыгаем. Нана умеет перетаскивать ящики и кидать болу, особое метательное орудие северных народов. Песец же, как я и говорил выше, умеет призывать духов природы. В основном это призывание сводится к тому, что они материализуются и используются как подставки для прыжков или как мостики. Вроде бы небогатый набор действий, но интерес не теряется. Кстати, как и многое в этой игре, духи на редкость странно и крипотно выглядят.
Есть ли у этой игры минусы? Я слишком мало играл, чтобы сказать точно. Многие — и судя по всему, небеспочвенно — жалуются на неотзывчивое управление и плохой ИИ. Одновременно управлять Наной и песцом нельзя, от их слаженных действий многое зависит, так что любые недочеты в работе ИИ могут изрядно потрепать нервы. Впрочем, если учесть, что продолжительность у игры максимум часов пять, то можно и потерпеть. В конце концов, не так уж часто встречаются подобные вещи, чтобы ими было можно пренебречь.
В заключение, как водится, трейлер.
В качестве бонуса поделюсь одной игрой пятнадцатилетней давности, тоже очень милой, уютной и сказочной. Вне всякого сомнения, ей далеко до этих трех титанов, но тем не менее.
WIK AND THE FABLE OF SOULS (2004)
читать дальше
Эта простая как топор игра, тем не менее, с момента выхода вечно живет у меня на компутере. У вас есть лягушкоподобный гг Вик, умеющий высоко прыгать и выстреливать языком, как жаба. С помощью языка можно 1) прицепиться к предмету, чтобы раскачаться/подтянуться и потом прыгнуть; 2) схватить что-нибудь нужное и потом выплюнуть в нужном направлении. Вы задорно скачете по очередному из 70 уровней, попутно собирая ползающих в разных местах зеленых личинок. Поймали ее языком — сбросили на самый низ, напарнику. Ваш товарищ, Ленивец меееееедленно тащится из левого угла в правый. Зрение у него из рук вон плохое, поэтому он может выйти за пределы экрана, оставив вас позади, а это означает конец уровня. На каждом уровне надо успеть скормить ему определенное количество личинок. Если не успеваете, можно попробовать задержать Ленивца, подкидывая ему под нос медовые лепешки. Иногда они заранее разбросаны по уровню, иногда есть их специальный генератор, что-то типа улья, выплевывающего эти лепешки через определенные промежутки времени. Ваше дело, пропрыгивая мимо, схватить лепешку языком и бросить на пути Ленивца. Жует он тоже медленно, так что каждая лепешка дает хороший выигрыш по времени.Все было бы очень просто, если бы вам не мешали. По уровню летают и ползают различные насекомые. Некоторые просто летают и способны разве что послужить вам снарядом для плевания. Другие охотятся за личинками и выносят их за край экрана, а это означает, что они для вас навсегда потеряны. Если учесть, что количество личинок на уровне фиксировано жестко, а скормить их Ленивцу нужно определенное количество, зевать нельзя — утащат на одну личинку больше, и уровень можно считать проигранным. Чтобы не допускать этого, насекомых-похитителей надо сбивать, используя в качестве зарядов для стрельбы валяющиеся на земле орехи или захваченных языком мух — тогда личинка вывалится из лап злодея. Все осложняется еще и тем, что пока у вас во рту личинка, лепешка или какая-нибудь там муха — присасываться языком вы ни к чему не можете, только прыгать.
Со временем уровни усложняются. Появляются насекомые-воры разных видов. Некоторые медленно летают, пока не оказываются поблизости от личинки, чтобы ВНЕЗАПНО схватить ее и со сверхсветовой скоростью удрать за пределы видимости. Некоторые используют нестандартную тактику, например, пауки спускаются сверху на паутинках целыми отрядами и хватают по несколько личинок разом. Некоторые ядовиты, и поэтому их надо либо сбивать, либо вырывать у них личинок языком с большой осторожностью — обычно вам неважно, отберете вы личинку или захватите похитителя, в любом случае вы в выигрыше. Однако стоит проглотить ядовитую муху, и Вик умирает — начинайте уровень заново. Стоит учитывать, что пока он болтается на языке и пытается куда-нибудь допрыгнуть, к языку тоже прилипают мухи, а значит, вы можете нечаянно заглотить мимокрокодилящую отравленную тварь. Позже появятся летающие стаями ядовитые стрекозы, чья цель не воровать личинок, а мешать вам прыгать с помощью языка. Встречаются и более опасные насекомые — мухи, которые готовы вас ужалить, или скорпионы, которые ползают по определенной платформе и нападают, если вы рядом. Никакой полоски здоровья у вас нет, одно попадание и минус одна жизнь, а их довольно мало. К счастью, для борьбы с врагами существуют способы получше стрельбы орехами или мухами. Можно присосаться языком к какой-нибудь поверхности, ожидая, пока на него налипнет побольше мух, и выстрелить сразу залпом, а можно проглотить светящегося красным жука, который при выплевывании взрывается как бомба.
Существуют еще три вида бонусов, которые случайным образом появляются (или не появляются) на уровне. Один из них — защитная сфера вокруг Вика, которая уничтожает всех насекомых, которые ее коснутся (может быть полезно при сражениях с опасными тварями), второй — замедление времени, которое позволяет идеально рассчитывать движения и, как следствие, при фактически прежней скорости Вика (он тоже начинает прыгать в замедленном режиме) вы успеваете сделать много больше, третий — полная остановка времени, что очень полезно, когда Ленивец уже почти доплелся до края экрана, а личинки собраны еще не все. Особенно это важно на сложных уровнях, заполненных движущимися платформами, которые нужно ловить, или с пропастями, куда можно провалиться.
Появление бонусов решается рандомом. Иногда можно раз за разом биться над сложным уровнем, который не успеваешь пройти, и на пятый раз тебе подкинут замедление времени, которое даст необходимые несколько секунд. Но для такой тактики нужны дополнительные жизни, чтобы было что проигрывать. Как их добывать?
Вся игра разделена на этапы. В каждом этапе обычно пять уровней, от легкого к сложному. Последний зачастую представляет собой очень серьезное испытание, зато первый — по сути всегда уровень-бонус. Враги отсутствуют, нужно собрать всего трех личинок. Но не надо торопиться скармливать их Ленивцу — можно воспользоваться ситуацией и пособирать монетки. Сто монеток это одна жизнь. Серебряная идет за две, а золота — за три монетки. На обычных уровнях, конечно, их тоже можно собирать, но там на это отвлекаться некогда, и они собираются случайно, пока вы прыгаете туда-сюда. На первом же уровне можно легко собрать около 150 монет, что даст вам серьезную подмогу в будущем: регулярно помирать вы начнете только к середине игры, а к этому моменту на одних "первых" уровнях можно заработать 6-7 жизней.
Итак, что же в этой игре хорошо? Ведь это по сути стандартный платформер.
Во-первых, не такой уж стандартный. Суть в управлении: Вик не только прыгает и цепляется языком, но и способен на дополнительные действия — на языке можно раскачаться по дуге и прыгнуть высоко вверх, можно медленно втянуть его, чтобы добраться до приза над головой, наконец, придется наловчиться в прыжке схватить личинку или муху и тут же выплюнуть ее, ведь в конце прыжка надо снова зацепиться за что-то языком, а значит, нельзя держать ничего во рту.
Во-вторых, здесь, опять же, хорошая атмосфера. Прыгать по веткам и гигантским грибам среди светящихся в ночи насекомых с красивым бэкграундом — это круто. Добавляет радости звуковой ряд. Музыка довольно тихая и существует где-то там, на фоне, звуки подобраны идеально. Трейлера, к сожалению, нет, но есть неплохое геймплейное видео из середины игры. По нему можно оценить и игровой процесс, и звуки, и графику.
P.S. А еще мне под влиянием этого поста посоветовали игру "Ori and the Blind Forest". Ее тоже посмотрю, может быть, потом добавлю сюда.
Пс, пс. Owlboy!
Пост доброты))
Owlboy!
Записал!
Ори прекрасна! ♡ советую
Отлично, значит, буду и ее пробовать)