В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
В очередной раз увидел в ленте ссылку на этот текст, подумал, что надо бы его и себе добавить. Довольно разумно и логично.
================================================================
Литературный критик Галина Юзефович рассказала в посте на фейсбуке о том, как некоторые действия родителей мешают ребёнку полюбить чтение. Она пишет, что сейчас дети читают совсем по-другому, поэтому не стоит транслировать на них свой читательский опыт. «Мел» публикует пост Галины Юзефович полностью.
Знаете, я все же скажу про детское чтение, потому что мне это кажется очень важным. Простите, дальше будет много букаф. Итак, по пунктам:
1. Условные «мы», то есть родители, читали не так, как читают дети сегодня. В подавляющем большинстве случаев наше чтение носило вынужденный и паллиативный характер, замещая собой все те радости, которых мы были лишены (в силу исторических, экономических и культурных причин). Грубо говоря, нам было некуда из чтения «утечь» в силу ограниченности возможностей, которые мог нам предложить тогдашний рынок развлечений. Поэтому не стоит особо кичиться собственной «любовью к чтению» и считать ее верным признаком особой нашей «культурности» и «духовности» — скорее следует вспомнить известное присловье про «стерпится — слюбится».
2. Для современного ребенка, живущего в мире с бесконечным набором развлечений и очень высоким темпом жизни, чтение — лишь одно из возможных развлечений, довольно трудоемкое и времязатратное. Это значит, что ему есть куда «утечь» — что он и сделает при малейшем давлении в эту точку, и вернуть его к чтению будет очень сложно. Вообще, приучать ребенка к чтению сегодня — это примерно как разводить костер под дождем и при сильном ветре: в принципе, возможно, но непросто и требует аккуратности, терпения и чуткого реагирования на фид-бэк со стороны ребенка. Бывают, разумеется, органически читающие дети, которых ни к чему не нужно приучать (у меня есть один такой — но только один из двух), но их разительно меньше, чем было в нашем поколении, и не следует самоуверенно полагать, что вам непременно достанется именно такой.
3. Новые детские и подростковые книжки не лучше старых, но в среднем лучше подходят этим новым современным детям, привыкшим к бесконечному количеству движущихся картинок и с детского сада разогнанным до второй космической скорости. Пытаясь механически транслировать на детей собственный читательский опыт и насилуя их «старыми добрыми» Жюлем Верном, Фенимором Купером и простигосподи Майн Ридом, которых мы по старой памяти считаем воплощением «культурности» и «духовности», а заодно и «счастливого детства», мы рискуем загасить тот самый костер детского чтения, не дав ему разгореться. Отдельно не стоит обесценивать детские вкусы, то есть если ребенок вдруг читает не то, что вам нравится, а то, что нравится, напротив, не читает, это не повод рассказать ему, как он не прав. Повторю, потому что это важно: для ребенка сегодня чтение — это развлечение и удовольствие, ничем принципиально не отличающееся от просмотра сериала или компьютерной игры, и нет лучшего способа вспугнуть в ребенке читателя, чем рассказать ему про «духовность», «ты ничего не понимаешь в книгах» и «надо».
4. Это не означает автоматически, что ВСЕ «старые добрые» книжки никуда не годятся — я по-прежнему уверена, что, скажем, «Остров сокровищ» (и вообще почти весь Стивенсон) идеальны для большинства детей, да и вообще очень многие классические вещи отлично ложатся в тренд современного детского чтения. Другое дело, что подходить к ним надо рефлексивно, и не пытаться, например, всучить ребенку, у которого восемь дополнительных занятий в неделю, «Пятнадцатилетнего капитана», где какая-никакая движуха начинается на 60-й странице (тормозить со второй космической скорости до черепашьей за пятнадцать минут умеют не все). Словом, очень важным мне представляется привычка думать о том, что и почему мы предлагаем нашему конкретному ребенку.
5. Любить читать хорошо, но не потому, что чтение развивает речь (речь развивают осмысленные и качественные разговоры) и способствует духовному росту, а потому, что оно дарит совершенно особую, ни на что не похожую радость, которую один мой знакомый назвал «театром в собственной голове». Научить ребенка испытывать эту радость, как мне кажется, прямая обязанность любого родителя, но никакая радость не может быть привита через глухоту, бездумную трансляцию устаревшего опыта и насилие.
Извините за некоторый категоризм, но я просто умираю, когда вижу родителей, вырывающих у ребенка из рук условного «Перси Джексона» (терпеть его не могу, глаза бы не смотрели) и пытаясь заменить его «Детством Темы» или «Незнайкой на Луне».
Первоисточник: mel.fm/novosti/3597648-priuchat-rebenka-k-chten...
================================================================
Литературный критик Галина Юзефович рассказала в посте на фейсбуке о том, как некоторые действия родителей мешают ребёнку полюбить чтение. Она пишет, что сейчас дети читают совсем по-другому, поэтому не стоит транслировать на них свой читательский опыт. «Мел» публикует пост Галины Юзефович полностью.
Знаете, я все же скажу про детское чтение, потому что мне это кажется очень важным. Простите, дальше будет много букаф. Итак, по пунктам:
1. Условные «мы», то есть родители, читали не так, как читают дети сегодня. В подавляющем большинстве случаев наше чтение носило вынужденный и паллиативный характер, замещая собой все те радости, которых мы были лишены (в силу исторических, экономических и культурных причин). Грубо говоря, нам было некуда из чтения «утечь» в силу ограниченности возможностей, которые мог нам предложить тогдашний рынок развлечений. Поэтому не стоит особо кичиться собственной «любовью к чтению» и считать ее верным признаком особой нашей «культурности» и «духовности» — скорее следует вспомнить известное присловье про «стерпится — слюбится».
2. Для современного ребенка, живущего в мире с бесконечным набором развлечений и очень высоким темпом жизни, чтение — лишь одно из возможных развлечений, довольно трудоемкое и времязатратное. Это значит, что ему есть куда «утечь» — что он и сделает при малейшем давлении в эту точку, и вернуть его к чтению будет очень сложно. Вообще, приучать ребенка к чтению сегодня — это примерно как разводить костер под дождем и при сильном ветре: в принципе, возможно, но непросто и требует аккуратности, терпения и чуткого реагирования на фид-бэк со стороны ребенка. Бывают, разумеется, органически читающие дети, которых ни к чему не нужно приучать (у меня есть один такой — но только один из двух), но их разительно меньше, чем было в нашем поколении, и не следует самоуверенно полагать, что вам непременно достанется именно такой.
3. Новые детские и подростковые книжки не лучше старых, но в среднем лучше подходят этим новым современным детям, привыкшим к бесконечному количеству движущихся картинок и с детского сада разогнанным до второй космической скорости. Пытаясь механически транслировать на детей собственный читательский опыт и насилуя их «старыми добрыми» Жюлем Верном, Фенимором Купером и простигосподи Майн Ридом, которых мы по старой памяти считаем воплощением «культурности» и «духовности», а заодно и «счастливого детства», мы рискуем загасить тот самый костер детского чтения, не дав ему разгореться. Отдельно не стоит обесценивать детские вкусы, то есть если ребенок вдруг читает не то, что вам нравится, а то, что нравится, напротив, не читает, это не повод рассказать ему, как он не прав. Повторю, потому что это важно: для ребенка сегодня чтение — это развлечение и удовольствие, ничем принципиально не отличающееся от просмотра сериала или компьютерной игры, и нет лучшего способа вспугнуть в ребенке читателя, чем рассказать ему про «духовность», «ты ничего не понимаешь в книгах» и «надо».
4. Это не означает автоматически, что ВСЕ «старые добрые» книжки никуда не годятся — я по-прежнему уверена, что, скажем, «Остров сокровищ» (и вообще почти весь Стивенсон) идеальны для большинства детей, да и вообще очень многие классические вещи отлично ложатся в тренд современного детского чтения. Другое дело, что подходить к ним надо рефлексивно, и не пытаться, например, всучить ребенку, у которого восемь дополнительных занятий в неделю, «Пятнадцатилетнего капитана», где какая-никакая движуха начинается на 60-й странице (тормозить со второй космической скорости до черепашьей за пятнадцать минут умеют не все). Словом, очень важным мне представляется привычка думать о том, что и почему мы предлагаем нашему конкретному ребенку.
5. Любить читать хорошо, но не потому, что чтение развивает речь (речь развивают осмысленные и качественные разговоры) и способствует духовному росту, а потому, что оно дарит совершенно особую, ни на что не похожую радость, которую один мой знакомый назвал «театром в собственной голове». Научить ребенка испытывать эту радость, как мне кажется, прямая обязанность любого родителя, но никакая радость не может быть привита через глухоту, бездумную трансляцию устаревшего опыта и насилие.
Извините за некоторый категоризм, но я просто умираю, когда вижу родителей, вырывающих у ребенка из рук условного «Перси Джексона» (терпеть его не могу, глаза бы не смотрели) и пытаясь заменить его «Детством Темы» или «Незнайкой на Луне».
Первоисточник: mel.fm/novosti/3597648-priuchat-rebenka-k-chten...
"Пока очередь дошла до кассы, ваш ребёнок внёс в 45-ю версию вопроса «мы ещё доолго?» интонацию пожарной сигнализации, а ещё успел вступить в рукопашный бой с тележкой. А ведь вы стояли в очереди вторыми!"
"Однажды Великого Магистра Ордена Часов Попятного Времени Мабу Калоха спросили: «Почему ты столь безмятежно улыбаешься, когда играешь в карты и проигрываешь ?»
«Потому что когда я выигрываю, я остаюсь самим собой, а когда проигрываю, превращаюсь в своего соперника и испытываю его радость», — объяснил Магистр Маба Калох.
Его ученики долго обдумывали и обсуждали услышанное. Им показалось, что испытывать чужую радость — это великое достижение, и они стали практиковаться. Через дюжину лет многие Магистры Ордена Часов Попятного Времени умели испытывать чужую радость. А еще через две дюжины лет это ушли даже Орденские послушники.
Ради практики они каждый вечер посещали трактиры, где шла игра, и постепенно спустили на ветер всю Орденскую казну, которая и без того была невелика.
Когда Магистр Маба Калох узнал о состоянии казны, он не стал упрекать своих учеников, только кротко улыбнулся и сказал: «А теперь испытайте-ка мое настроение».
После этого все Магистры Ордена Часов Попятного Времени лупили друг друга до наступления ночи."
Позитивное мышление в действии
Потакать и пускать на самотек - мнение новой "позитивной психологии"
Просто любое обучение новому практически всегда имеет элемент насилия. Преодоления Ментального, эмоционального, психологического и физического дискомфорта.
По-ганзовски это называется "в попу дуть" детям.
жизнь, конечно научит, но с опозданием и дети могут так и не научиться,
на самом деле это приучает к синдрому «избегания неприятных ситуаций»
вообще не согласна с цитируемыми восторженными цитатами этой Юзефович. Новый доктор Курпатов. а или замена Комаровскому.
Янг эдалт, фантастика про детей древнегреческих богов в
современной Америкесовременном мире. Вроде неплохая серия. Первые две книги даже экранизировали (бтв, снимал фильмы тот же режиссер, что первые две части Гарепотера).Ну и ещё классика:
Мы - совершали географические открытия, завоёвывали мир, строили и разрушали империи, возводили на трон и свергали императоров, совершели грандиозные географические открытия, революции, сражались и геройствовали во многочисленных войнах!
Да - это были скучные доинтернетовские времена и мы развлекались как могли!
ИМХО если хочется, чтобы дети читали, им нужно давать "быструю" литературу. Не старомодно "медленную", где на 5 с. экшена 50 с. разговоров, а где один сплошной экшен. Из старых авторов по современному писал Луи Буссенар ("Похитители Бриллиантов", "Капитан Сорви-Голова"). Ещё хорош "Гиперболоид инженера Гарина".
А из современных - ранобэ (разумеется не все, а лучшие). Тут все плюсы вместе - и чтение и захватывающий сюжет.
Вместо того, чтобы развивать главную угрозу - Белых Ходоков, в сравнении с которыми все дрязги вокруг Железного Трона - возня дошколят в песочнице; он ударился в политоту, налил в рассказ воды, накрошил мыла и стал пускать пузыри. В итоге - 6 томов в которых происходит что угодно - но только не наступление Ходоков и их армии.