понедельник, 20 августа 2018
ЗАРУБКИ НА ЯПОНСКИХ МЕЧАХ
Существует несколько мнений по поводу следов схваток на клинках японских мечей. Кто-то уверен, что никаких зарубок быть не должно, если меч надлежащего качества. Кто-то считает, что, напротив, японские мечи были очень нежные, и потому самураи избегали ударов лезвие в лезвие. А кто-то придерживается мнения, что все это неважно — все равно мечи настолько быстро гнулись/ломались, что вопрос зарубок можно и не поднимать. Попробуем разобраться.
Прежде всего нужно понять, что обнаружить побывавший в боях меч не так уж просто, даже если перерыть все магазины, аукционы и музеи. Условно можно разделить все сохранившееся оружие на три категории.
читать дальше
1) Мечи, которые никогда не были в деле или обнажались от силы пару раз. Именно к этой категории относится, наверное, едва ли не 80% антикварного оружия, что продается в открытом доступе. Это не так уж странно, как может показаться на первый взгляд. Если на протяжении хотя бы нескольких лет следить за крупными интернет-магазинами, можно заметить, что подавляющее большинство экземпляров это примерно середина XVII века (1640-1680 гг.) и середина XIX века (1840-1870 гг.). Это не случайность. Первые изготовлены уже после того, как страна утихомирилась после Сенгоку Дзидай, и сегунат Токугава разогнал последние крупные банды ронинов, потерявших господина в междоусобных столкновениях. Одновременно с этим они достаточно старые, чтобы потомки относились к ним с известной аккуратностью. Вторые изготовлены уже на закате эпохи самураев и не успели полноценно послужить даже одному владельцу. Соответственно, и те и другие хорошо сохранились, и потому наиболее интересны коллекционерам.
2) Мечи, которые использовались в бою и прошли реставрацию. Это необязательно современная реставрация; клинки регулярно проходили переполировку и переточку. Для бережно хранимых мечей срок между очередными полировками, как считается, около 80-100 лет, для активно используемых и того чаще. Поэтому мелкие зарубки и сколы на клинках, попавших в руки мастера, конечно же аккуратно зачищались, и оставались только наиболее глубокие и серьезные, а таких все-таки не очень много.
3) Те самые мечи, побывавшие в боях, и по тем или иным причинам не проходившие цикл переполировки и переточки. Такие встречаются в основном в музеях, и их довольно мало. Почти все имеют зарубки, или, если следовать японской терминологии, кири-коми. Именно эти экземпляры нас и интересуют. Следует учесть, что глубина зарубок зависит от качества клинка и технологии его ковки, поэтому вариантов кири-коми может быть множество.
Вот, например, клинок катаны Бишу-но-куни Аоэ (1330 г.). Несмотря на свою древность, меч большую часть существования хранился как фамильная ценность, а не служил своим владельцам основным оружием для сражений. Поэтому до наших дней он дошел, имея только одну зарубку на обухе и боковой части клинка.
А это меч тех же лет, работы очень известного мастера, Исиды Масамунэ (начало XIV в.). Здесь удар не пошел на боковую часть клинка, а всей тяжестью лег на обух. В результате зарубка «короткая», но очень глубокая.
Встречались и зарубки на хабаки. Вот пример — две зарубки на некоем безымянном мече, одна очень близко к цубе, вторая ближе к клинку, с сильным сколом. Из личного опыта могу сказать, что сюда можно словить удар, стоя в позиции с опущенным к ступням мечом (например, в гэдан-но-камаэ) и отбивая обухом атаку противника, подобравшегося очень близко.
Конечно, можно встретить много зарубок и на лезвии. Вот еще один безымянный меч из частной коллекции. Хорошо заметен широкий скол слева и несколько сколов помельче справа. Вероятно, лезвие было сильно закалено; если бы оно было помягче, зарубка была бы более глубокой, но более узкой.
Кстати, будь такой крупный скол, как слева, на зоне киссаки, это считалось бы очень серьезным дефектом. Такое широкое повреждение киссаки называется хадзэ. Нетерпимость экспертов к этому типу зарубок связана с тем, что в области киссаки клинок становится уже, и объем слабозакаленной стали, смягчающей удары, невелик. Поэтому новое попадание в хадзэ может привести к сильному увеличению повреждения и даже разлому клинка. Кроме того, уничтожить хадзэ с помощью переточки обычно не удается по тем же причинам.
А вот отличный пример побывавших в бою мечей из книги Баженова. Они попали в музей, не пройдя переточку у предыдущих владельцев. Верхний клинок вынес несколько сильных ударов и получил глубокие зарубки, нижний встретил удары полегче, зато в большем количестве.
Примерно так будет выглядеть любой меч, которые активно участвовал в сражениях и не проходил качественную реставрацию. Еще один пример такого рабочего и нереставрированного клинка вынесен в заголовок поста. Конец XVI века (как сообщал продавец, поздний кото от Содзаэмон Юкимицу из Бидзэн Осафунэ, но головой не поручусь), успел неоднократно побывать в деле. Помимо тех крупных зарубок, на нем хватает и мелких сколов, которые без проблем можно заполировать.
Множество доживших до наших дней клинков относительно целы только потому, что самураи эпохи Эдо не так уж часто вступали в бой, как может казаться многим любителям Японии в наше время. Для большинства мечи были просто элементом одежды, в особенности для самураев высокого ранга; кстати, они носили дорогие и качественные мечи, которые имело смысл хранить. Поэтому среди дошедших до XXI века изделий очень много именно «мирных» клинков. Рубаки, которые часто использовали меч по назначению, либо регулярно проводили в практических целях переточку, уничтожающую мелкие зарубки, либо выбрасывали вконец испорченное оружие и обзаводились новым. Такие дешевые и «изработавшиеся» мечи, разумеется, никем не хранились и имели минимальные шансы дойти до нашего времени.
Вывод, в общем-то, очевиден. Следует по возможности беречь клинок, но нет ничего страшного или необычного в том, что на нем появляются зарубки. Среди экспертов по оценке меча кири-коми даже не считаются дефектом; это просто свидетельство того, что оружие прошло практическое испытание.
@темы:
самураи,
фехтование,
MANUAL
На войне 97% участников оружием владеют не очень (знают лишь 5-7 простых ударов - а больше в армии и не надо), да и строй не способствует манёвренным защитам. Отсюда много "тупых" подставок под клинок.
На дуэли, как правило, дерутся те, кто владеет мечом средне или хорошо. Они вряд ли будут подставлять свой клинок под удар противника, чтобы остановить удар (если противник сильнее - всё равно не удержишь), а будут защищаться тоньше - уклоняясь, с одновременным смещением удара в сторону - не тормозя его (тут преимущество противника в силе сойдёт на нет). Т.е. или подставят клинок по диагонали (чтобы клинок противника соскользнул вбок) или будут сбивать его в сторону, щёлкнув сильной частью своего клинка (боковой или обухом) по слабой части клинка противника (тоже боковой, т.к. сбив именно в боковину и придётся).
Разумеется, подставить могут и "на гражданке", но там шансы нарваться на столь банальную защиту всё таки меньше.
Т.о. можно вывести правило: Чем выше уровень фехтовальщиков - тем меньше зарубок на их оружии.