В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
Я вообще довольно мало интересуюсь людьми, которые делают потребляемый мной контент, и поэтому обычно не имею ни малейшего понятия об именах актеров, музыкантов и игроделов, хотя очень люблю их творения. Но конкретно в этом случае будет исключение, ибо перед польской студией Techland я всегда готов снять шляпу. Эти ребята настоящие мастера сюжетных шутеров, и сегодня мы вспомним один из них, почему-то забытых большинством игроков.
"Хром" — весьма типичное творение Techland. У нас на руках шутер от первого лица, который отличается наличием на уровнях широких открытых пространств, ярко выраженной сюжетной линией (сюжет практически полностью линеен) и кучей мелких подзаданий, возникающих в процессе выполнения основной задачи.
На дворе XXII век, люди помаленьку летают в космосе и колонизируют планеты. В этом им помогает свежеоткрытый элемент таблицы Менделеева, хром-2, который совсем не тот, что применяют для хромирования велосипедов. Этот элемент очень редок, но позволяет со временем превратить практически любую планету из гигантского булыжника в очень приятное для проживания место. Понятное дело, что из-за хрома-2 недавно вышедшие в космос люди начинают настоящие корпоративные войны, пытаясь всеми правдами и неправдами захватить такие ценные месторождения. В общем-то, как понятно по названию, весь сюжет будет крутиться вокруг хромодобычи. Для игрока все начнется с миссии-обучалки, где гг и его напарник, двое наемников, по заданию компании Октолаб прилетят на двухместном шаттле на некую планетку, чтобы взять штурмом небольшую базу местных товарищей, которые умыкнули ученого из Октолаб и его важные бумажки.
В процессе обучалки все пойдет классическим путем: работа со снаряжением, работа с разными видами оружия, следование за напарников, отстрел противников. Буквально через двадцать минут все закончится: сидящий на башне со снайперской винтовкой гг, прикрывающий своего напарника, получит от него призыв о помощи, побежит куда указывает радар и окажется в запертой комнате. Напарник, выйдя на связь, ехидно похихикает: ученый убит им, научные бумажки в кармане, а он, пока игрок бегал по подземным коридорам, успел добраться до шаттла и уже взлетает. На всякий случай он уведомляет, что официальным лицам уже отправлен отчет об операции, дескать, его напарник взбесился и пристрелил ученого, но ему самому удалось сбежать с бумагами. Экая незадача, зато контракт выполнен.
Игрок, не успев отойти от такой неожиданной подставы, начинает колотиться во все двери, и тут одну из них откроет дамочка в желтом (оранжевом?) комбинезоне, которая торчит на обложке игры. Она не местная и вообще у мамки хакер и ворюга, но внезапная тревога нарушила ее планы, так как отбиваться от злобных солдат ее не учили. Вы объединяете усилия: она открывает все двери, гг стреляет всем в лицо. Прорыв кончается скоростным полетом на местных, гм, мотоциклах на антиграве.
После этого идут стартовые титры на фоне эпичного космоса, и становится ясно, что вот оно, начинается.
Прежде всего обнаружится, что этот шутер, вопреки обыкновению тех лет, не укладывается в две самые популярные схемы "куча стволов в одном кармане" и "ножичек, пистолет и тяжелое оружие, все в количестве 1 шт." С одной стороны, никто не указывает, что носить с собой, с другой — инвентарь совершенно не резиновый и вдобавок еще разделен на несколько секций, так что по сути удастся таскать с собой только вспомогательную пукалку, основное оружие, патроны к ним и кое-какое дополнительное снаряжение. Это прекрасно соответствует тому, что игра разбита на миссии, перед каждой из которых вы получаете коротенький брифинг и идете на склад загружаться вещами. После выброса на уровень остается рассчитывать только на свои ресурсы.
В случае сверхтяжелых пушек все еще хуже, так как места они занимают больше, а здоровенные коробки с зарядами обладают очень небольшой емкостью. Это может быть неприятно, так как рассчитывать на уровне лучше только на себя: противники бегают с собственным оружием и даже для него поставляют патроны очень скупо.
Также станет очевидно, что игра чуть ли не впервые в истории шутеров отказывается от узеньких коридоров (или от коридоров, которые замаскированы приличными размерами). Каждый уровень это огромная область, где вы можете бежать, куда хотите, причем значительная часть игры пройдет на открытом воздухе. Всяких ФарКраев и прочих Ксенусов еще не изобрели, так что выглядело это очень интересно. Тем более уровень графики окружения и по современным меркам вполне хороший.
Вообще разработчики любят густые леса, так что очень часто придется бегать по зарослям разного характера, от лиственных рощ средней полосы до настоящих джунглей.
В таких условиях осознаешь, насколько нелишними являются две примочки: радар и бинокль. Противников в лесу, бывает, не увидишь в трех шагах, не глянув предварительно на радар, а бинокль обладает прекрасной возможностью самонаведения на движущиеся объекты, выцепляя солдат, местных животных и различную технику специальными кружками. Очень удобно, чтобы оглядеть периметр и прикинуть, нет ли поблизости толпы врагов.
Несмотря на явную лесолюбовь поляков, бегать предстоит не только по кустам. Попадаются и выжженные пустыни, и заснеженные равнины.
Кстати, любой, даже самый банальный пейзаж отлично разбавляется космическим небом. Надо понимать, что вся каша варится на нескольких планетах и их спутниках, так что вы регулярно будете видеть Большого Брата над головой. Иногда выглядит сюрреалистично, особенно если вокруг лес со вкраплениями березок.
Помимо открытых уровней и инвентарной организации снаряжения, основная прелесть игры, как я писал в самом начале — сюжетоориентированность. В то время многие шутеры начали приправлять экшен каким-никаким сюжетным обоснованием (вспомнить хотя бы Вьетконг), но до длинных катсцен и связности отдельных миссий большинство не дошли, хотя надо признать, что Хром первопроходцем не был: примерно тот же уровень, к примеру, демонстрировала Aliens versus Predator 2. Тем не менее, вышло очень приятно. Поковыряемся в сюжете, попутно рассматривая другие элементы игры.
Первая миссия начинается спустя некоторое время после событий обучалки; двое беглецов объединили свои силы и стали работать в команде, промышляя все теми же типичными заданиями для наемников. Это знаменуется первыми длинными катсценами, что позволяет оценить уровень графики и анимации. Прямо скажу, что после виртуозно анимированной Мафии выглядело это средненько. С другой стороны, для шутера 2003 года даже такая анимация вне боя была вполне неплохой, хоть и минималистичной.
Также здесь первый раз предложат экипироваться на складе, чтобы, пока доступно немного видов вооружения, игрок сообразил, что к чему.
Вылет на миссию производится стандартным образом: от вашего "основного" корабля отделяется крошечный шаттл, который доставляет игрока на поверхность нужной планеты. Корабль, кстати, выглядит довольно-таки странно.
Стартовое задание выглядит простенько: некая компания "Спакон" была ограблена нехорошими ребятами, причем в числе прочего они уволокли несколько очень ценных чипов, которые вам и нужно вернуть. Гг выкидывают на типичный тропический остров приличного размера и дают пару ориентиров. Здесь же будет первая возможность опробовать систему имплантов. Пока доступны только три, уменьшение разброса пуль, быстрый бег и приближение цели с помощью тонкой настройки глаза, потом появятся и другие — инфракрасное зрение, подкожная броня, ускоритель рефлексов (на самом деле своеобразное замедление времени) и так далее. Но ничего космического это все не дает, игра проходится и без использования железяк (кроме парочки моментов). Использование имплантов нагружает нервную систему, больше включено — быстрее перегрузка. Когда предел будет достигнут, у персонажа произойдет аварийное отключение всех примочек, что чревато потемнением в глазах, ущербом для здоровья и прочими неприятностями.
"Простенько" в первой миссии кончается, как только вы находите последний чип. Ваша напарница успела выяснить, что это за грабители и что здесь происходит. Ведет дела Юрген Диксон, наемник и контрабандист, и с целью перехвата кораблей здесь построена мощная станция, которую вам и предлагают уничтожить за дополнительную плату. Также требуется привезти копию базы данных Диксона и, опционально, его голову. А перед этим, так как взрывать вам нечем, придется отыскать где-нибудь взрывчатку. Здесь игра демонстрирует подход, который сохранится до самого конца: по ходу дела будут неожиданные препятствия или дополнительные задания, учесть которые заранее невозможно.
Установка, кстати, располагается внутри кратера бездействующего вулкана. Попасть туда просто так невозможно, везде включено лазерное ограждение. Игроку советуют воспользоваться шаттлом, который время от времени летает от складов на берегу на станцию, но если кому неохота дожидаться, при должном упорстве можно и просто взобраться на крутой склон и спуститься вниз своим ходом. Главное не убиться по пути, свалившись с уступа. Когда окажетесь внутри, выяснится еще одно обстоятельство: выбраться обратно уже не удастся иначе как через основной вход, так что извольте помимо прочего еще и выключить ограждение.
После зачистки станции гг спустится вниз, к сердцу станции, и игра продемонстрирует еще один типичный момент вдобавок к широким открытым пространствам — лютую многоуровневость в рамках одного гигантского помещения.
Из минусов можно сразу отметить, что почти все, что вы увидите в первой миссии в плане закрытых пространств, и будет служить наполнением последующих уровней. Коридор космических баз и наземных помещений собираются из очень похожих блоков, двери-лифты-стенки здесь абсолютно одинаковые.
Когда вы отключите ограждение и взорвете управляющие блоки станции, то узнаете, что Диксон, похоже, не здесь, а на соседнем острове. Параллельно с этим стартует система самоуничтожения станции, так что вам придется выбираться наружу очень быстро. Очередная визитная карточка "Хрома": вам дали намек, что надо валить, и что надо валить желательно в направлении соседнего острова, и что спидер-антиграв вам поможет, но где его искать? Извольте догадаться сами, причем пятиминутный таймер тикает. Для ускорения, правда, можно поколесить по местным просторам на машине. Они здесь сделаны весьма нестандартно для шутеров тех лет: если сядете не с той стороны, где руль, поехать не сможете, только стрелять из пулемета на крыше.
Также любопытно то, что из-за открытости кабины водителей этих машин можно убивать, что сразу приведет к заносу и остановке. В будущем способность тормозить таким образом тачки противников очень пригодится.
Следующий уровень еще одна подлянка — он считается подуровнем и перед ним залететь домой перевооружиться не дадут будет в очень густом лесу, в котором при этом немало снайперских вышек, а снайпер здесь это очень серьезно, несколько попаданий приводят к смерти (которые словить очень легко, так как обычно неясно, откуда идет стрельба). Лечиться можно только аптечками, которые гг таскает в рюкзаке, они действуют очень медленно и вылечиться ими мгновенно под снайперским огнем не удастся.
Пробираясь через лес, рано или поздно игрок заметит сквозь деревья берег и здоровенную базу, где, несомненно, торчит и Диксон, и его база данных.
В традициях классических боевиков злодей толкнет речь, что работает на очень крутую контору, и состоится небольшой босс-файт. Убивать здесь боссов одно удовольствие, они одновременно и очень опасны, и достаточно уязвимы. Кончится все предсказуемо: пораненный Диксон попытается утечь на своем шаттле, который требуется подбить. Как и пятиминутная отстрочка в предыдущем задании, это очередная приятная возможность проиграть не только получив пулю между глаз — не успеете сообразить схватить ракетницу и сбить шаттл, и побег негодяя увенчается успехом.
Две следующие миссии послужат, пардон за неудобное выражение, финалом завязки. Сначала придется спасти ученого Шибкова, прорвавшись через кучу солдат и решив кучу дополнительных задач типа уже знакомого отключения лазерного ограждения. Удирать через центр огромной вражеской базы, постоянно натыкаясь на боевых роботов, бронемашины и отряды противников, это весьма острое ощущение, особенно если учесть, что вы только стреляете, а ведет тот самый ученый.
Также здесь вы впервые столкнетесь с летающими транспортными шаттлами, вооруженными пулеметами. "Хром" снова дает возможность разобраться с проблемой двумя способами. Самый простой — выдерживать стрельбу транспорта, пока он по скрипту не высадит десант и не улетит. Более сложный — постараться бешеным огнем взорвать его в воздухе, лишив противников поддержки.
Третья миссия достанется вам от партнеров "Спакон", колонистов на планете Тербон. Их терроризируют местные асоциальные элементы и они просят защиты. Это задание переведет вас из лесов в пустыню и подкинет первое обоснование стелс-прохождению: по плану гг должен сделать чудовищный крюк, обойдя всю карту по периметру, и незаметно проникнуть в стан врага с тыла. Здесь впервые будет необходимо использовать импланты инфразрения и оружие с глушителями.
Также здесь в первый раз придется столкнуться с большим количеством шагающих роботов лицом к лицу. Теоретически их можно взорвать чем угодно, но пули наносят слишком незначительный урон, а гранаты отскакивают от покатой брони. В итоге придется пользоваться только тяжелой ракетницей, что сразу добавляет проблем: убивать из нее пехотинцев и расточительно, и неудобно, а на другой огнестрел места в инвентаре уже не будет, разве что на пистолет.
Все закончится обороной колонии от нападения уцелевших бандюганов и поединком с их лидером, который сражается в красиво раскрашенном роботе. Он будет нести какую-то чушь, после чего гг наконец сообразит, что все это дурно пахнет и хорошо бы сваливать подальше от Тербона, колонистов и "Спакон".
Но все не так просто: кто-то только что вырезал всех в штаб-квартире "Спакон", а камеры запечатлели плечо и затылок, подозрительно напоминающие нашего напарника-предателя из обучалки, Пойнтера. Это заставит гг ввязаться в очередную пачку миссий, которые инициирует партнер "Спакон", компания "КорТех". Прежде всего они сообщат, что судя по выкачанной вами базе данных Диксона, он не врал — его действительно наняли серьезные люди, корпорация "Зетрокс", и она же замешана в похищении профессора Шибкова и в натравливании бандитов на колонистов Тербона. Все это звенья одной цепи. Игрока отправят за доказательствами на космическую базу "Зетрокс", а перед этим надо будет украсть с их же наземной базы шаттл и полетные коды.
Это воистину адская стелс-миссия, которая фейлится, как только вас заметили — а остроглазым мог оказаться солдат, стоящий за деревом в густом лесу в сотне метров от вас. Далее примерно в том же режиме предстоит шариться по космической станции "Зетрокс". В конце, буквально в трех шагах от спасительного шаттла, гг столкнется с одним из лучших зетрокских наемников, очень суровой барышней. Как-то я попытался добежать до компьютера, вырубить лазерное ограждение и удрать на шаттле прежде, чем она меня убьет. Конец немного предсказуем.
Далее представительница "КорТех" да, здесь полно ключевых персонажей-женщин повезет пруфы нехорошести "Зетрокс" в соответствующие органы, но ее корабль подобьют. Гг тут же рванется на место крушения, чтобы найти курьера первым. Весьма оригинальная миссия, когда приходится обшаривать вслепую (из-за ливня и тумана) огромный, покрытый лесом остров, а параллельно с вами заросли прочесывают несколько отрядов зетроксцев и их боевые роботы. В любом случае, вы опоздаете, и придется врываться на очередную базу со спасательной миссией. Неприятным сюрпризом окажется выживший Диксон, у которого явно поубавилось волос и прибавилось шрамов после катастрофы, но который получил от "Зетрокс" очень продвинутые импланты. Поединок с ним в многоэтажном зале запоминался надолго.
Отдохнуть не удается. После успешного предоставления доказательств, что "Зетрокс" мудаки, придется выполнить еще одно задание на опережение — отчаявшиеся корпоративные негодяи решили пойти ва-банк и отвлечь внимание правительства, распылив над колониями Тербона смертельный вирус, резервуары с которым вам предстоит уничтожить. Однако, порешив кучу врагов, игрок снова, как и в самом начале, дистанционно запирается плохими парнями, на этот раз в лифте. В коммуникаторе раздается голос Пойнтера, который снова ехидничает и открывает ХИТРЫЙ ПЛАН. Весь сыр-бор из-за того, что колонисты Тербона нашли хром-2. Конкуренты со стороны, "Зетрокс", решили отжать месторождения хрома на Тербоне силой, зачем и устроили ряд диверсий — отправили Диксона разграбить корабль с грузами "Спакон" и попытались выжить колонистов с их территории. Пока игрок бегал по заданиям "Спакон", их партнеры "КорТех" решили не делить прибыль ни с кем и наняли Пойнтера устроить бойню в их штаб-квартире, а потом наняли лопуха-гг, чтобы он уничтожил "Зетрокс". Теперь его дело выполнено, так что сиди в лифте, пока не кончится кислород. Вирус, кстати, существует, но он лежит не на складах "Зетрокс", а на складах "КорТех". Скоро колонисты скапутятся, и вся прибыль от добычи хрома пойдет кортеховцам.
В последний момент игрока вытащит из лифта курьерша "КорТех", которая ничего не знала о планах руководства и несколько недовольна случившимся. Ситуация выглядит простой: надо остановить Пойнтера, чтобы не допустить гибели колонистов от вируса. Курьерша покажет наиболее вероятное место вирусопроизводства (единственная заснеженная планета в игре), и вам почти удастся достичь цели, но Пойнтер успеет забрать часть контейнеров с вирусом, пристрелит курьершу и свалит в туман. Придется гнаться за ним на Гербас, где в слякоти и дожде произойдет последний бой.
Пробиться через толпы негодяев поможет услужливо подсунутый разработчиками боевой робот, но вот поединок с Пойнтером будет крайне сложным, даже если взять самую лучшую пушку (к которой полагается очень мало зарядов). Наш старый знакомый набит имплантами до предела, даже вместо рук у него специальные протезы, так что придется врубить собственные улучшения на максимум и постараться выжить.
Забавно, но при общем невысоком уровне интерактивности окружения кровь на противниках появляется именно там, куда вы попадаете. Не очень заметно при стрельбе по рядовым врагам, но с боссами полагаются кат-сцены, так что каждый раз вы увидите поверженного врага забрызганным кровью по-разному. В этот раз, судя по всему, Пойнтер получил в голову и шею.
Остается выслушать его последний монолог и постоять над телом бывшего товарища под музыку, которая создает ощущение тяжелого груза на плечах и общей усталости. С учетом того, что последние уровни задирали сложность от высокой до невероятной, донести до игрока нужный месседж скорее всего удастся, он и сам устал не меньше альтер-эго.
Однако это еще не конец. Финальный уровень представляет собой единственную полноценную развилку в линейном сюжете. Сначала на связь выйдут колонисты и будут умолять спасти их от рейдерского захвата "КорТех", предлагая взамен весьма размытую оплату "доля в прибылях добычи хрома". Очевидно, кортеховцы не смирились с поражением Пойнтера и развалом плана с вирусом, и пытаются решить вопрос последним доступным образом. Потом с вами соединится представительница "Зетрокс", которая предложит миллион за защиту колонии от "КорТех" и "дальнейшее контролирование ситуации согласно контракту с колонией", то есть ограбление колонистов (хотя и на законных основаниях). Наконец, на связь выйдет дама из "КорТех" и выдвинет ультиматум — либо они отправят официальным лицам список ваших незаконных деяний, которых только за процесс игры набралось многонько, либо вы получаете два миллиона и идете вырезать колонистов во главе штурмовой группы.
Моральный выбор коррелирует со сложностью последнего задания. Каратель "КорТех" получит легкую прогулку, так как ни сами колонисты, ни их босс серьезной опасности не представляют. Если вы захотите умыть руки и защищать букву закона, станет несколько сложнее, но отбиться удастся без особых проблем. Если же захочется встать на сторону справедливости и снова встать на баррикады плечом к плечу с колонистами, придется выдержать лютый бой с волнами суперсолдат, десантом снайперов в тылу и невероятно могучим противником в финале, которого лично мне удавалось убить, только включив разом четыре импланта и балансируя на грани гибели нервной системы.
Концовку вы получите соответствующую. Выстоявшие в последнем бою во имя справедливости заработают хэппи энд под шикарный саундтрек, решившие поддержать "Зетрокс" лишатся напарницы и останутся у разбитого корыта, а те, кто пошел на поводу у "КорТех", будут созерцать сожженную дотла колонию и слушать весьма унизительное после всего пережитого предложение заменить Пойнтера на должности главного кортеховского карателя.
Конечно, "Хром" не стал прорывом: ранее я упоминал, что примерно тем же путем шла игра тех лет AvP, а годом позже мир увидит Half Life 2, где вплетение сюжета в шутер будет выведено на совершенно новый уровень. Однако Techland сделали важный шаг, и в будущем продолжат свою работу. Позже, думаю, мне стоит накатать статейку про еще одну их хорошую серию, вестерн-игры Call of Juarez.
CHROME (2003)
"Хром" — весьма типичное творение Techland. У нас на руках шутер от первого лица, который отличается наличием на уровнях широких открытых пространств, ярко выраженной сюжетной линией (сюжет практически полностью линеен) и кучей мелких подзаданий, возникающих в процессе выполнения основной задачи.
На дворе XXII век, люди помаленьку летают в космосе и колонизируют планеты. В этом им помогает свежеоткрытый элемент таблицы Менделеева, хром-2, который совсем не тот, что применяют для хромирования велосипедов. Этот элемент очень редок, но позволяет со временем превратить практически любую планету из гигантского булыжника в очень приятное для проживания место. Понятное дело, что из-за хрома-2 недавно вышедшие в космос люди начинают настоящие корпоративные войны, пытаясь всеми правдами и неправдами захватить такие ценные месторождения. В общем-то, как понятно по названию, весь сюжет будет крутиться вокруг хромодобычи. Для игрока все начнется с миссии-обучалки, где гг и его напарник, двое наемников, по заданию компании Октолаб прилетят на двухместном шаттле на некую планетку, чтобы взять штурмом небольшую базу местных товарищей, которые умыкнули ученого из Октолаб и его важные бумажки.
читать дальше
В процессе обучалки все пойдет классическим путем: работа со снаряжением, работа с разными видами оружия, следование за напарников, отстрел противников. Буквально через двадцать минут все закончится: сидящий на башне со снайперской винтовкой гг, прикрывающий своего напарника, получит от него призыв о помощи, побежит куда указывает радар и окажется в запертой комнате. Напарник, выйдя на связь, ехидно похихикает: ученый убит им, научные бумажки в кармане, а он, пока игрок бегал по подземным коридорам, успел добраться до шаттла и уже взлетает. На всякий случай он уведомляет, что официальным лицам уже отправлен отчет об операции, дескать, его напарник взбесился и пристрелил ученого, но ему самому удалось сбежать с бумагами. Экая незадача, зато контракт выполнен.
Игрок, не успев отойти от такой неожиданной подставы, начинает колотиться во все двери, и тут одну из них откроет дамочка в желтом (оранжевом?) комбинезоне, которая торчит на обложке игры. Она не местная и вообще у мамки хакер и ворюга, но внезапная тревога нарушила ее планы, так как отбиваться от злобных солдат ее не учили. Вы объединяете усилия: она открывает все двери, гг стреляет всем в лицо. Прорыв кончается скоростным полетом на местных, гм, мотоциклах на антиграве.
После этого идут стартовые титры на фоне эпичного космоса, и становится ясно, что вот оно, начинается.
Прежде всего обнаружится, что этот шутер, вопреки обыкновению тех лет, не укладывается в две самые популярные схемы "куча стволов в одном кармане" и "ножичек, пистолет и тяжелое оружие, все в количестве 1 шт." С одной стороны, никто не указывает, что носить с собой, с другой — инвентарь совершенно не резиновый и вдобавок еще разделен на несколько секций, так что по сути удастся таскать с собой только вспомогательную пукалку, основное оружие, патроны к ним и кое-какое дополнительное снаряжение. Это прекрасно соответствует тому, что игра разбита на миссии, перед каждой из которых вы получаете коротенький брифинг и идете на склад загружаться вещами. После выброса на уровень остается рассчитывать только на свои ресурсы.
В случае сверхтяжелых пушек все еще хуже, так как места они занимают больше, а здоровенные коробки с зарядами обладают очень небольшой емкостью. Это может быть неприятно, так как рассчитывать на уровне лучше только на себя: противники бегают с собственным оружием и даже для него поставляют патроны очень скупо.
Также станет очевидно, что игра чуть ли не впервые в истории шутеров отказывается от узеньких коридоров (или от коридоров, которые замаскированы приличными размерами). Каждый уровень это огромная область, где вы можете бежать, куда хотите, причем значительная часть игры пройдет на открытом воздухе. Всяких ФарКраев и прочих Ксенусов еще не изобрели, так что выглядело это очень интересно. Тем более уровень графики окружения и по современным меркам вполне хороший.
Вообще разработчики любят густые леса, так что очень часто придется бегать по зарослям разного характера, от лиственных рощ средней полосы до настоящих джунглей.
В таких условиях осознаешь, насколько нелишними являются две примочки: радар и бинокль. Противников в лесу, бывает, не увидишь в трех шагах, не глянув предварительно на радар, а бинокль обладает прекрасной возможностью самонаведения на движущиеся объекты, выцепляя солдат, местных животных и различную технику специальными кружками. Очень удобно, чтобы оглядеть периметр и прикинуть, нет ли поблизости толпы врагов.
Несмотря на явную лесолюбовь поляков, бегать предстоит не только по кустам. Попадаются и выжженные пустыни, и заснеженные равнины.
Кстати, любой, даже самый банальный пейзаж отлично разбавляется космическим небом. Надо понимать, что вся каша варится на нескольких планетах и их спутниках, так что вы регулярно будете видеть Большого Брата над головой. Иногда выглядит сюрреалистично, особенно если вокруг лес со вкраплениями березок.
Помимо открытых уровней и инвентарной организации снаряжения, основная прелесть игры, как я писал в самом начале — сюжетоориентированность. В то время многие шутеры начали приправлять экшен каким-никаким сюжетным обоснованием (вспомнить хотя бы Вьетконг), но до длинных катсцен и связности отдельных миссий большинство не дошли, хотя надо признать, что Хром первопроходцем не был: примерно тот же уровень, к примеру, демонстрировала Aliens versus Predator 2. Тем не менее, вышло очень приятно. Поковыряемся в сюжете, попутно рассматривая другие элементы игры.
Первая миссия начинается спустя некоторое время после событий обучалки; двое беглецов объединили свои силы и стали работать в команде, промышляя все теми же типичными заданиями для наемников. Это знаменуется первыми длинными катсценами, что позволяет оценить уровень графики и анимации. Прямо скажу, что после виртуозно анимированной Мафии выглядело это средненько. С другой стороны, для шутера 2003 года даже такая анимация вне боя была вполне неплохой, хоть и минималистичной.
Также здесь первый раз предложат экипироваться на складе, чтобы, пока доступно немного видов вооружения, игрок сообразил, что к чему.
Вылет на миссию производится стандартным образом: от вашего "основного" корабля отделяется крошечный шаттл, который доставляет игрока на поверхность нужной планеты. Корабль, кстати, выглядит довольно-таки странно.
Стартовое задание выглядит простенько: некая компания "Спакон" была ограблена нехорошими ребятами, причем в числе прочего они уволокли несколько очень ценных чипов, которые вам и нужно вернуть. Гг выкидывают на типичный тропический остров приличного размера и дают пару ориентиров. Здесь же будет первая возможность опробовать систему имплантов. Пока доступны только три, уменьшение разброса пуль, быстрый бег и приближение цели с помощью тонкой настройки глаза, потом появятся и другие — инфракрасное зрение, подкожная броня, ускоритель рефлексов (на самом деле своеобразное замедление времени) и так далее. Но ничего космического это все не дает, игра проходится и без использования железяк (кроме парочки моментов). Использование имплантов нагружает нервную систему, больше включено — быстрее перегрузка. Когда предел будет достигнут, у персонажа произойдет аварийное отключение всех примочек, что чревато потемнением в глазах, ущербом для здоровья и прочими неприятностями.
"Простенько" в первой миссии кончается, как только вы находите последний чип. Ваша напарница успела выяснить, что это за грабители и что здесь происходит. Ведет дела Юрген Диксон, наемник и контрабандист, и с целью перехвата кораблей здесь построена мощная станция, которую вам и предлагают уничтожить за дополнительную плату. Также требуется привезти копию базы данных Диксона и, опционально, его голову. А перед этим, так как взрывать вам нечем, придется отыскать где-нибудь взрывчатку. Здесь игра демонстрирует подход, который сохранится до самого конца: по ходу дела будут неожиданные препятствия или дополнительные задания, учесть которые заранее невозможно.
Установка, кстати, располагается внутри кратера бездействующего вулкана. Попасть туда просто так невозможно, везде включено лазерное ограждение. Игроку советуют воспользоваться шаттлом, который время от времени летает от складов на берегу на станцию, но если кому неохота дожидаться, при должном упорстве можно и просто взобраться на крутой склон и спуститься вниз своим ходом. Главное не убиться по пути, свалившись с уступа. Когда окажетесь внутри, выяснится еще одно обстоятельство: выбраться обратно уже не удастся иначе как через основной вход, так что извольте помимо прочего еще и выключить ограждение.
После зачистки станции гг спустится вниз, к сердцу станции, и игра продемонстрирует еще один типичный момент вдобавок к широким открытым пространствам — лютую многоуровневость в рамках одного гигантского помещения.
Из минусов можно сразу отметить, что почти все, что вы увидите в первой миссии в плане закрытых пространств, и будет служить наполнением последующих уровней. Коридор космических баз и наземных помещений собираются из очень похожих блоков, двери-лифты-стенки здесь абсолютно одинаковые.
Когда вы отключите ограждение и взорвете управляющие блоки станции, то узнаете, что Диксон, похоже, не здесь, а на соседнем острове. Параллельно с этим стартует система самоуничтожения станции, так что вам придется выбираться наружу очень быстро. Очередная визитная карточка "Хрома": вам дали намек, что надо валить, и что надо валить желательно в направлении соседнего острова, и что спидер-антиграв вам поможет, но где его искать? Извольте догадаться сами, причем пятиминутный таймер тикает. Для ускорения, правда, можно поколесить по местным просторам на машине. Они здесь сделаны весьма нестандартно для шутеров тех лет: если сядете не с той стороны, где руль, поехать не сможете, только стрелять из пулемета на крыше.
Также любопытно то, что из-за открытости кабины водителей этих машин можно убивать, что сразу приведет к заносу и остановке. В будущем способность тормозить таким образом тачки противников очень пригодится.
Следующий уровень еще одна подлянка — он считается подуровнем и перед ним залететь домой перевооружиться не дадут будет в очень густом лесу, в котором при этом немало снайперских вышек, а снайпер здесь это очень серьезно, несколько попаданий приводят к смерти (которые словить очень легко, так как обычно неясно, откуда идет стрельба). Лечиться можно только аптечками, которые гг таскает в рюкзаке, они действуют очень медленно и вылечиться ими мгновенно под снайперским огнем не удастся.
Пробираясь через лес, рано или поздно игрок заметит сквозь деревья берег и здоровенную базу, где, несомненно, торчит и Диксон, и его база данных.
В традициях классических боевиков злодей толкнет речь, что работает на очень крутую контору, и состоится небольшой босс-файт. Убивать здесь боссов одно удовольствие, они одновременно и очень опасны, и достаточно уязвимы. Кончится все предсказуемо: пораненный Диксон попытается утечь на своем шаттле, который требуется подбить. Как и пятиминутная отстрочка в предыдущем задании, это очередная приятная возможность проиграть не только получив пулю между глаз — не успеете сообразить схватить ракетницу и сбить шаттл, и побег негодяя увенчается успехом.
Две следующие миссии послужат, пардон за неудобное выражение, финалом завязки. Сначала придется спасти ученого Шибкова, прорвавшись через кучу солдат и решив кучу дополнительных задач типа уже знакомого отключения лазерного ограждения. Удирать через центр огромной вражеской базы, постоянно натыкаясь на боевых роботов, бронемашины и отряды противников, это весьма острое ощущение, особенно если учесть, что вы только стреляете, а ведет тот самый ученый.
Также здесь вы впервые столкнетесь с летающими транспортными шаттлами, вооруженными пулеметами. "Хром" снова дает возможность разобраться с проблемой двумя способами. Самый простой — выдерживать стрельбу транспорта, пока он по скрипту не высадит десант и не улетит. Более сложный — постараться бешеным огнем взорвать его в воздухе, лишив противников поддержки.
Третья миссия достанется вам от партнеров "Спакон", колонистов на планете Тербон. Их терроризируют местные асоциальные элементы и они просят защиты. Это задание переведет вас из лесов в пустыню и подкинет первое обоснование стелс-прохождению: по плану гг должен сделать чудовищный крюк, обойдя всю карту по периметру, и незаметно проникнуть в стан врага с тыла. Здесь впервые будет необходимо использовать импланты инфразрения и оружие с глушителями.
Также здесь в первый раз придется столкнуться с большим количеством шагающих роботов лицом к лицу. Теоретически их можно взорвать чем угодно, но пули наносят слишком незначительный урон, а гранаты отскакивают от покатой брони. В итоге придется пользоваться только тяжелой ракетницей, что сразу добавляет проблем: убивать из нее пехотинцев и расточительно, и неудобно, а на другой огнестрел места в инвентаре уже не будет, разве что на пистолет.
Все закончится обороной колонии от нападения уцелевших бандюганов и поединком с их лидером, который сражается в красиво раскрашенном роботе. Он будет нести какую-то чушь, после чего гг наконец сообразит, что все это дурно пахнет и хорошо бы сваливать подальше от Тербона, колонистов и "Спакон".
Но все не так просто: кто-то только что вырезал всех в штаб-квартире "Спакон", а камеры запечатлели плечо и затылок, подозрительно напоминающие нашего напарника-предателя из обучалки, Пойнтера. Это заставит гг ввязаться в очередную пачку миссий, которые инициирует партнер "Спакон", компания "КорТех". Прежде всего они сообщат, что судя по выкачанной вами базе данных Диксона, он не врал — его действительно наняли серьезные люди, корпорация "Зетрокс", и она же замешана в похищении профессора Шибкова и в натравливании бандитов на колонистов Тербона. Все это звенья одной цепи. Игрока отправят за доказательствами на космическую базу "Зетрокс", а перед этим надо будет украсть с их же наземной базы шаттл и полетные коды.
Это воистину адская стелс-миссия, которая фейлится, как только вас заметили — а остроглазым мог оказаться солдат, стоящий за деревом в густом лесу в сотне метров от вас. Далее примерно в том же режиме предстоит шариться по космической станции "Зетрокс". В конце, буквально в трех шагах от спасительного шаттла, гг столкнется с одним из лучших зетрокских наемников, очень суровой барышней. Как-то я попытался добежать до компьютера, вырубить лазерное ограждение и удрать на шаттле прежде, чем она меня убьет. Конец немного предсказуем.
Далее представительница "КорТех" да, здесь полно ключевых персонажей-женщин повезет пруфы нехорошести "Зетрокс" в соответствующие органы, но ее корабль подобьют. Гг тут же рванется на место крушения, чтобы найти курьера первым. Весьма оригинальная миссия, когда приходится обшаривать вслепую (из-за ливня и тумана) огромный, покрытый лесом остров, а параллельно с вами заросли прочесывают несколько отрядов зетроксцев и их боевые роботы. В любом случае, вы опоздаете, и придется врываться на очередную базу со спасательной миссией. Неприятным сюрпризом окажется выживший Диксон, у которого явно поубавилось волос и прибавилось шрамов после катастрофы, но который получил от "Зетрокс" очень продвинутые импланты. Поединок с ним в многоэтажном зале запоминался надолго.
Отдохнуть не удается. После успешного предоставления доказательств, что "Зетрокс" мудаки, придется выполнить еще одно задание на опережение — отчаявшиеся корпоративные негодяи решили пойти ва-банк и отвлечь внимание правительства, распылив над колониями Тербона смертельный вирус, резервуары с которым вам предстоит уничтожить. Однако, порешив кучу врагов, игрок снова, как и в самом начале, дистанционно запирается плохими парнями, на этот раз в лифте. В коммуникаторе раздается голос Пойнтера, который снова ехидничает и открывает ХИТРЫЙ ПЛАН. Весь сыр-бор из-за того, что колонисты Тербона нашли хром-2. Конкуренты со стороны, "Зетрокс", решили отжать месторождения хрома на Тербоне силой, зачем и устроили ряд диверсий — отправили Диксона разграбить корабль с грузами "Спакон" и попытались выжить колонистов с их территории. Пока игрок бегал по заданиям "Спакон", их партнеры "КорТех" решили не делить прибыль ни с кем и наняли Пойнтера устроить бойню в их штаб-квартире, а потом наняли лопуха-гг, чтобы он уничтожил "Зетрокс". Теперь его дело выполнено, так что сиди в лифте, пока не кончится кислород. Вирус, кстати, существует, но он лежит не на складах "Зетрокс", а на складах "КорТех". Скоро колонисты скапутятся, и вся прибыль от добычи хрома пойдет кортеховцам.
В последний момент игрока вытащит из лифта курьерша "КорТех", которая ничего не знала о планах руководства и несколько недовольна случившимся. Ситуация выглядит простой: надо остановить Пойнтера, чтобы не допустить гибели колонистов от вируса. Курьерша покажет наиболее вероятное место вирусопроизводства (единственная заснеженная планета в игре), и вам почти удастся достичь цели, но Пойнтер успеет забрать часть контейнеров с вирусом, пристрелит курьершу и свалит в туман. Придется гнаться за ним на Гербас, где в слякоти и дожде произойдет последний бой.
Пробиться через толпы негодяев поможет услужливо подсунутый разработчиками боевой робот, но вот поединок с Пойнтером будет крайне сложным, даже если взять самую лучшую пушку (к которой полагается очень мало зарядов). Наш старый знакомый набит имплантами до предела, даже вместо рук у него специальные протезы, так что придется врубить собственные улучшения на максимум и постараться выжить.
Забавно, но при общем невысоком уровне интерактивности окружения кровь на противниках появляется именно там, куда вы попадаете. Не очень заметно при стрельбе по рядовым врагам, но с боссами полагаются кат-сцены, так что каждый раз вы увидите поверженного врага забрызганным кровью по-разному. В этот раз, судя по всему, Пойнтер получил в голову и шею.
Остается выслушать его последний монолог и постоять над телом бывшего товарища под музыку, которая создает ощущение тяжелого груза на плечах и общей усталости. С учетом того, что последние уровни задирали сложность от высокой до невероятной, донести до игрока нужный месседж скорее всего удастся, он и сам устал не меньше альтер-эго.
Однако это еще не конец. Финальный уровень представляет собой единственную полноценную развилку в линейном сюжете. Сначала на связь выйдут колонисты и будут умолять спасти их от рейдерского захвата "КорТех", предлагая взамен весьма размытую оплату "доля в прибылях добычи хрома". Очевидно, кортеховцы не смирились с поражением Пойнтера и развалом плана с вирусом, и пытаются решить вопрос последним доступным образом. Потом с вами соединится представительница "Зетрокс", которая предложит миллион за защиту колонии от "КорТех" и "дальнейшее контролирование ситуации согласно контракту с колонией", то есть ограбление колонистов (хотя и на законных основаниях). Наконец, на связь выйдет дама из "КорТех" и выдвинет ультиматум — либо они отправят официальным лицам список ваших незаконных деяний, которых только за процесс игры набралось многонько, либо вы получаете два миллиона и идете вырезать колонистов во главе штурмовой группы.
Моральный выбор коррелирует со сложностью последнего задания. Каратель "КорТех" получит легкую прогулку, так как ни сами колонисты, ни их босс серьезной опасности не представляют. Если вы захотите умыть руки и защищать букву закона, станет несколько сложнее, но отбиться удастся без особых проблем. Если же захочется встать на сторону справедливости и снова встать на баррикады плечом к плечу с колонистами, придется выдержать лютый бой с волнами суперсолдат, десантом снайперов в тылу и невероятно могучим противником в финале, которого лично мне удавалось убить, только включив разом четыре импланта и балансируя на грани гибели нервной системы.
Концовку вы получите соответствующую. Выстоявшие в последнем бою во имя справедливости заработают хэппи энд под шикарный саундтрек, решившие поддержать "Зетрокс" лишатся напарницы и останутся у разбитого корыта, а те, кто пошел на поводу у "КорТех", будут созерцать сожженную дотла колонию и слушать весьма унизительное после всего пережитого предложение заменить Пойнтера на должности главного кортеховского карателя.
Конечно, "Хром" не стал прорывом: ранее я упоминал, что примерно тем же путем шла игра тех лет AvP, а годом позже мир увидит Half Life 2, где вплетение сюжета в шутер будет выведено на совершенно новый уровень. Однако Techland сделали важный шаг, и в будущем продолжат свою работу. Позже, думаю, мне стоит накатать статейку про еще одну их хорошую серию, вестерн-игры Call of Juarez.
@темы: игры